ЦА как пространство для расширения ЕАЭС — размышления эксперта о будущем союза

Евразийская интеграция не может решить абсолютно все проблемы современности и нейтрализовать все угрозы, но союз дает надежду на безопасное будущее и успешное совместное развитие его участников.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Насыщенное внешнеполитическими событиями текущее лето завершилось внеочередным заседанием Межправительственного совета ЕАЭС (24-25 августа) в армянском Цахкадзоре, где главы правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России обсуждали будущее евразийской интеграции.
Сейчас глобальные и региональные процессы идут если не одновременно, то уж точно один за другим. Итоги саммита БРИКС в Йоханнесбурге (22-24 августа) уже формируют глобальную повестку торгово-экономического развития, что, естественно, передает импульс и на региональный уровень — страны ЕАЭС всерьез задумались над тем, чтобы запустить долгосрочные процессы трансформации евразийского пространства.
Участники саммита обсудили подготовку новой стратегии союза, которую планируют принять в Санкт-Петербурге в конце этого года, "бесшовные" грузоперевозки через границы организации, создание единых продовольственного и энергетического рынков, финансовой системы с расчетами в национальных валютах и другие вопросы. Главы правительств высказывали разные мнения относительно перспектив развития ЕАЭС, делились собственным видением будущих процессов интеграции на евразийском пространстве. Общее мнение однозначно — интеграция будет усиливаться и углубляться. Будет ли расширяться объединение, пока неизвестно, хотя, учитывая международную ситуацию, это самый логичный путь его развития.

О предпосылках интеграции

Решение о создании Евразийского экономического союза в 2014 году вызвало разные чувства — от воодушевления до скептицизма. Принимая во внимание прежний опыт интеграции на постсоветском пространстве, многие считали, что ЕАЭС долговечным не будет. Почти десятилетие спустя подобное мнение можно встретить редко. К 2023 году организация пришла с пятью странами в составе и с солидным набором договорно-правовой базы во многих сферах межгосударственного сотрудничества.
Общее геополитическое пространство — от Европы и Южного Кавказа до Центральной Азии — определяет Россию в качестве центрального элемента евразийских интеграционных процессов, а также главной экономической силы союза: это и рынок товаров и услуг, и источник инвестиций и возможностей для трудоустройства. Но процесс не односторонний, особенность ЕАЭС заключается в создании условий для совместного развития экономик стран-участниц, и это серьезный фактор сближения и взаимного влияния.
Международная ситуация последних лет усиливает стремление к экономической интеграции: возрастающий дефицит энергоресурсов, воды, продовольствия еще больше подталкивает государства к поиску совместных решений. К примеру, для Центральной Азии евразийская интеграция — один из главных векторов развития наряду с инициативой КНР "Один пояс — один путь" (ОПОП). Недаром сейчас реализуется проект сопряжения ЕАЭС и ОПОП, направленный на гармонизацию интересов и взаимовыгодное экономическое развитие.

Чтобы желания совпадали с возможностями

ЕАЭС представлен в Центральной Азии Казахстаном и Кыргызстаном, Узбекистан имеет статус наблюдателя при организации, а Таджикистан и Туркменистан рассматривают перспективы более тесного сотрудничества.
Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами союза устойчиво растет и в прошлом году превысил 15,7 миллиарда долларов. Объем торговли с Таджикистаном и Туркменистаном также увеличился — на 23,9% и 10,7% соответственно. Казалось бы, при такой положительной динамике РУз могла бы стать членом объединения в числе первых, но здесь есть нюансы.
При всей значимости рынка ЕАЭС для Узбекистана государства Европейского союза занимают важную часть торгово-экономических отношений республики — в 2022-м оборот составил порядка 4,4 миллиарда долларов. Государства ЕС также выступают источником инвестиций, и хотя их объемы значительно меньше, статус наблюдателя в ЕАЭС не мешает Ташкенту вести диалог о вступлении во Всемирную торговую организацию. Параллельно он углубляет взаимовыгодное сотрудничество с евразийским объединением, даже несмотря на нарастающее давление Запада по поводу "возможной помощи России в обходе санкций".
Что ждет лидеров ЦА в гостях у "дедушки Джо" — эксперт о саммите С5+1
Таджикистан тоже мог бы стать членом ЕАЭС, однако этому препятствуют как внутренний, так и внешний факторы: руководство пока не приняло решения о выгодах союза для экономики страны, а пограничные проблемы с Кыргызстаном блокируют идею вступления в организацию. Несмотря на это, недавно министр иностранных дел РТ Сироджиддин Мухриддин заявил, что "возможное решение о вступлении республики в ЕАЭС рассматривается с учетом ее экономических интересов". Можно предположить, что дискуссии о вступлении в союз активно ведутся, и не исключено, что предстоящая консультативная встреча лидеров государств ЦА в Душанбе (14-15 сентября) поможет снять противоречия между Кыргызстаном и Таджикистаном, что подтолкнет Душанбе к решению в пользу интеграции.
Что касается Туркменистана, то на протяжении последних полутора лет между Москвой и Ашхабадом идет регулярный обмен официальными заявлениями о взаимном интересе к сотрудничеству в рамках ЕАЭС. Наиболее реалистичным вариантом для республики эксперты называют получение статуса наблюдателя. При этом значение Туркменистана для организации и наоборот довольно высоко: Ашхабад заинтересован в новых транспортных артериях и газопроводах в Южную Азию, а для этого может использоваться территория Ирана, который имеет с ЕАЭС соглашение о свободной торговле. Поэтому стремление вступить в союз есть, перспективы большие, но все пока упирается в политическое решение руководства.

Проблемы транзита — выход есть всегда

Нельзя не отметить, что на пространстве ЕАЭС существуют проблемы с транзитом грузов, в частности между Кыргызстаном и Казахстаном. На погранпунктах со стороны КР регулярно скапливается грузовой транспорт. Правительство РК по поручению президента Токаева решает этот вопрос, но очевидно, что евразийское пространство нуждается в альтернативных маршрутах, которые связали бы государства союза для повышения эффективности торгово-экономический отношений. Поэтому актуальность нового мультимодального маршрута Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан (порт Туркменбаши) — Россия (порт Астрахань) возрастает многократно. Этот маршрут может связать четыре страны Ценральной Азии и в будущем повлиять на расширение ЕАЭС за счет государств региона. В таком контексте у Таджикистана появится еще больше причин всерьез рассматривать вопрос вступления в организацию.
Для решения проблемы скопления транспорта на границе с Казахстаном Кыргызстан предложил убрать барьеры во взаимной торговле путем отказа от контрольно-досмотровых мероприятий на пути следования грузов. С данной целью ранее было подписано соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок. Все это — предмет дальнейших переговоров между странами. Важно отметить, что безвыходных ситуаций не бывает. Например, вспомним противоречия между Россией и Беларусью, которые могли поставить под вопрос судьбу интеграционного объединения. Механизмы и опыт решения споров внутри союза есть, и они работают. Значит, проблема двух центральноазиатских соседей тоже будет решена.

Пространство возможностей

На упомянутом заседании Межправсовета ЕАЭС председатель российского правительства Михаил Мишустин обозначил видение дальнейшего развития организации. Несомненно, в долгосрочном плане оно будет определять будущее стран-участниц.
Стоит выделить некоторые пункты этого видения:
ЕАЭС — самодостаточный макрорегион, привлекательный и открытый для других партнеров;
единое пространство с гарантированным обеспечением продовольствием и энергией;
"бесшовные" и безопасные международные транспортные коридоры;
общее платежное пространство.
Критика ЕАЭС как в республиках Центральной Азии, так и за ее пределами, сводится главным образом к политической мотивации создания союза, сформированного якобы в "угоду интересам России по восстановлению пространства своего влияния". Некоторые политические деятели в странах региона потратили более 30 лет на попытки "уйти от наследия советского прошлого" либо избежать "влияния российского настоящего". Им трудно признать, что это вопрос будущего — единого и безопасного пространства, которое необходимо гарантировать в эпоху серьезных вызовов и глобальных угроз безопасности, нехватки продовольствия, воды, энергии и других ресурсов.
Современные геополитические реалии показывают, что не все государства могут быть полностью самодостаточными и уж тем более не все могут гарантировать полное обеспечение базовых нужд населения. А с учетом развития мировых тенденций будущее многих стран будет мрачным и тревожным. Конечно, евразийская интеграция не может решить абсолютно все проблемы современности и нейтрализовать все угрозы, но ЕАЭС дает надежду на безопасное будущее и успешное совместное развитие.
Об экономике и не только с Кубатом Рахимовым
Зарплаты в Кыргызстане растут в том числе благодаря ЕАЭС — экономист