Интенсивность международно-политических событий для стран Центральной Азии сохраняется на самом высоком уровне — сначала V Консультативная встреча президентов стран региона в Душанбе, затем первый саммит "С5 плюс 1" на уровне глав государств США и ЦА на полях 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Региональные импульсы подталкивают государства к более тесным консультациям в рамках региона, но ожидания более масштабных преобразований мирового порядка вынуждают участвовать в международной полемике и быть частью неизбежной борьбы за правила и принципы, которые определят, будет ли этот порядок справедливым. Всех интересует, станут ли страны Центральной Азии выступать общим фронтом либо оставят за собой право на выбор новых ориентиров. Но очевидно, что по мере обострения борьбы за новый более справедливый мировой порядок оставаться долго в стороне будет сложно.
Внешний аспект
В странах Запада, а также в подконтрольных им СМИ высказывались довольно интересные предположения, что на пятом саммите может быть выработана "некая консолидированная позиция" государств региона по наиболее важным проблемам международной безопасности, включая, естественно, ситуацию на Украине. Но в официальных выступлениях глав государств и в итоговом заявлении не было даже намека на обсуждение спецоперации России на территории Украины, не говоря уже об общей консолидированной позиции относительно конфликта в этой стране.
Мироощущение стран Центральной Азии отлично от других государств, в частности, относительно угроз безопасности. Это говорит о том, что как бы ни старался коллективный Запад, ни сейчас, ни в обозримом будущем страны региона не рассматривают Россию в качестве угрозы своему суверенитету. Скорее наоборот, они укрепляют взаимодействие с ней в рамках ОДКБ, ШОС, СНГ.
Для региона актуальны угрозы безопасности со стороны Афганистана, а также его планы в области распределения водных ресурсов. Это больше всего беспокоило Таджикистан и Узбекистан. Но и здесь осознание вроде бы общих вызовов и угроз пока не приводит к единой политике в отношении Афганистана — как известно, страны ЦА, имеющие общую границу с этим государством, имеют разные позиции по сотрудничеству с Кабулом. Предстоящая встреча в рамках "московского формата" в Казани 29 сентября по урегулированию ситуации в Афганистане лишний раз указывает на сохраняющуюся роль России в этих вопросах в Центральной Азии.
В целом консультативная встреча показывает наличие общих интересов, но разные приоритеты в их реализации, что говорит о необходимости дальнейшей совместной работы в регионе.
Будет ли дружба между странами ЦА в XXI веке
В преддверии консультативной встречи также ожидалось, что в Душанбе может состояться подписание договора "О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке". Ранее этот договор был подписан Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном на четвертом саммите стран ЦА в Чолпон-Ате в июле 2022 года. Таджикистан и Туркменистан тогда не подписали документ, сославшись на "необходимость провести внутригосударственные процедуры в их странах", хотя и выразили согласие с ним.
По итогам пятой встречи Таджикистан и Туркменистан либо отказались подписывать, либо вообще обсуждение этого договора на саммите не предусматривалось. К сожалению, это указывает на наличие нерешенных вопросов между странами, к примеру, проблемы границ между Кыргызстаном и Таджикистаном. Туркменистан же всегда имеет особый взгляд на региональное сотрудничество, и представляется, что для подписания этого документа будут подобраны более удобные для Ашхабада время и случай.
Дружба и сотрудничество в ЦА будут всегда, и, безусловно, этот договор — юридическая формальность, хотя и важная для восприятия общей атмосферы взаимодействия и будущих форм интеграции. Вместе с совместным заявлением были подписаны еще четыре документа по транспорту, молодежной политике, "дорожная карта" регионального здоровья и наиболее интересный документ — положение о национальных координаторах консультативных встреч, которое можно рассматривать как основу институционализации этого формата региональных отношений, а значит, планы у стран есть.
Азербайджан и новые контуры взаимодействия
Визит президента Азербайджана Ильхама Алиева для участия в мероприятиях пятой консультативной встречи в качестве почетного гостя стало неожиданностью. Тем не менее присутствие Азербайджана вовсе не случайно в свете проектов в области транспорта и коммуникаций — Серединный коридор (КНР — Центральная Азия — Южный Кавказ — Турция — Европа), мультимодальный коридор Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Россия и проект железной дороги КНР — КР — РУз.
Недаром в своей речи президент Азербайджана сделал акцент на обладание крупнейшим торговым флотом на Каспии, а также отметил возможности производства танкеров и сухогрузов. Именно этот компонент может быть востребован в рамках упомянутого выше мультимодального коридора, актуальность которого возросла в связи с периодическими проблемами транзита по территории Казахстана. Все это говорит о новых контурах сотрудничества в рамках более обширного региона Центральной Азии и Южного Кавказа. Возможно, что на следующей встрече в 2024 году в Казахстане Азербайджан может присутствовать уже в другом качестве, а консультативные встречи будут расширены до стран Южного Кавказа.
Главная интрига осени?
Встреча на уровне лидеров стран Центральной Азии и США "С5 плюс 1" была самым ожидаемым событием этого сезона. Политики и эксперты наперебой соревновались в составлении всевозможных прогнозов и планов Вашингтона, которые уготованы государствам региона.
В частности, прозападная часть экспертного сообщества вообще ожидала новых и интересных контрпредложений по вопросам транспорта, экономики, инвестиций, предполагая, что пришло то самое время, когда можно получить дополнительные выгоды от растущей конкуренции между Россией, КНР с одной стороны и США и западным сообществом с другой. Предполагалось также, что США будут усиливать давление на страны ЦА по вопросам антироссийских санкций и осуждения специальной военной операции России на Украине.
Всего этого не случилось. Первая встреча глав государств Центральной Азии и США в Нью-Йорке на фоне 78-й сессии ГА ООН прошла очень скромно. Саммит вызвал больше интереса до его проведения, чем сами результаты этой встречи. Президент Байден и его коллеги из стран ЦА выступили весьма лаконично, обозначив свое видение актуальных вопросов международных отношений. Можно сказать определенно — стороны вели себя сдержанно и деликатно, словно малознакомые гости в первые часы банкета.
Центральная Азия, безусловно, сейчас привлекает пристальное внимание основных мировых держав. Однако США, возможно, расценили разумно — пытаться убедить все страны региона разом в рамках одного мероприятия невозможно, непродуктивно и грозит чрезмерным вниманием прессы. Дополнительное давление на администрацию президента Байдена было бы весьма некстати, особенно в преддверии выборов в США. Вашингтон также трезво расценивает свои силы — он прекрасно понимает, что экономическое и политическое развитие региона невозможно без центральной роли России и Китая, которые одновременно являются гарантами безопасности и экономической стабильности Центральной Азии. А США взамен сегодня ничего не предлагают и предложить в обозримом будущем не смогут.
Итоги двух саммитов — главные тенденции
Региональная интеграция в Центральной Азии будет продолжаться в сторону углубления консультаций по вопросам политики, торговли, транспорта, культурно-гуманитарного сотрудничества. При этом, несмотря на ожидания западных стран, этот интеграционный импульс не связан с ощущением угроз безопасности со стороны России и не направлен на исключение ее из процессов сотрудничества. Не исключено, что формат консультативных встреч привлекает и другие страны постсоветского пространства, которые разделяют те же ценности и цели развития, что и страны региона. Привлечение Азербайджана, ведущего государства Южного Кавказа, к формату консультативных встреч, возможно, расширит консультативное пространство на два региона — Центральную Азию и Южный Кавказ. А это уже сфера совместных интересов России, Ирана и Турции. Вполне возможно, что консультативные встречи дадут основу для новых форм международного сотрудничества уже в ближайшее время.
Саммит "С5 плюс 1" на фоне прошедших встреч глав государств ЦА с Россией и КНР, возможно, и выглядит скромно, тем не менее очевидно, что США в Центральной Азии будут "играть в долгую". То, что они имеют долгосрочную стратегию в отношении региона, известно всем. И то, что не вышло в многостороннем формате, США будут проводить на двусторонней основе, что и должна показать специфика двусторонних отношений со странами региона в будущем.
Два саммита показали, что страны Центральной Азии имеют разные приоритеты развития и национальные интересы, и это абсолютно нормально. Плюрализм мнений является нормой в международных отношениях. Но они также продемонстрировали, что в период серьезных испытаний главные приоритеты стратегического партнерства страны Центральной Азии вряд ли будут меняться…