Михаил Воробьев
Российское правительство 21 сентября ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизтоплива, чтобы справиться с ростом оптовых цен на ГСМ в стране. Запрет не распространяется на энергоресурсы, вывозимые в рамках межправительственных соглашений в пределах, оговоренных в этих документах. Со странами ЕАЭС, а также с Абхазией и Южной Осетией подобные договоры заключены.
В том, как ограничения на экспорт топлива могут отразиться на государствах ближнего зарубежья, разбирался Sputnik.
Почему РФ ввела ограничения?
Весной в России начали расти оптовые цены на бензин. Это произошло на фоне объявления Минфина о планах вдвое сократить компенсацию нефтяным компаниям за сдерживание цен на топливо — с 60 миллиардов до 30 миллиардов рублей в месяц. В июле данные поправки были внесены в Налоговый кодекс РФ.
В сентябре стоимость бензина Аи-92 достигла рекордной отметки в 70 508 рублей за тонну, Аи-95 — 76 876, дизтоплива — 75 036. Тогда президент Владимир Путин заявил, что правительство не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке из-за роста цен на нефть, но теперь кабмин и производители договорились, "как будут действовать в ближайшее время".
В минувший четверг было опубликовано постановление правительства об ограничении вывоза бензина и дизеля из страны. Транспортировки топлива физлицами для личного пользования оно не касается.
Экспорт из России в другие страны ЕАЭС разрешен лишь в объемах, необходимых для внутреннего потребления, что не позволит наладить перепродажу через эти государства, подчеркнул в беседе с корреспондентом Sputnik заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Принятая мера, как ожидается, позволит пресечь "серый" экспорт, насытить внутренний рынок и снизить цены.
Межправительственные соглашения по топливу, которых не касаются введенные российскими властями ограничения, заключены со всеми странами ЕАЭС, подчеркнул Фролов. По его словам, аналогичные документы подписаны еще с небольшим количеством государств.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов
© Фото / Новости Омска
"Думаю, речь может идти о единицах. Скорее всего, к ним относятся страны СНГ, не входящие в ЕАЭС", — сказал эксперт.
Согласно принятым 25 сентября обновлениям к списку исключений для временного запрета, из-под ограничений был выведен экспорт судового топлива, газойлей и средних дистиллятов.
После вступления ограничений в силу стоимость бензина Аи-92 и Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снизилась почти на 10% (до 55 925 рублей за тонну) и практически на 11% (до 59 362 рублей) соответственно. Дизельное топливо подешевело на 14,5% (до 61 431 рублей за тонну).
К среде, 27 сентября, цены немного подросли. Аи-92 стоит 57 647 рублей за тонну, Аи-95 – 60 012, а дизель — 62 742.
Зависимость от российских поставок
Россия поставляет в Грузию 81,1% ввозимого туда бензина, следует из данных Союза импортеров нефтепродуктов за январь–июнь этого года.
Азербайджан покупает за рубежом автомобильный бензин марок Premium Euro-95 и Super Euro-98. С января по июнь 2023-го на поставки данной продукции из РФ пришлось порядка 62% и 26% соответственно от общего объема импорта.
В Армению бензин и дизтопливо поступают по большей части из России и Ирана, в меньшем количестве из Румынии и Болгарии, сообщал в 2022 году председатель Комиссии по защите конкуренции Гегам Геворкян.
С Абхазией и Южной Осетией у РФ заключены межправительственные соглашения о поставках ГСМ. Согласно документам, в Абхазию в текущем году будет поставлено около 59 тысяч тонн бензина и 20 тысяч тонн дизеля, а Южная Осетия получает ежегодные беспошлинные поставки бензина и дизтоплива объемом до 16 и 19 тысяч тонн соответственно.
Объем нефтепродуктов, поставляемых из России в Таджикистан, согласно официальным данным, составил 85,4% от общего объема поставок в республику.
Большая часть поставок бензина в Узбекистан (88%) тоже идет из России.
Как сообщил в марте министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков, власти договорились с РФ об импорте до 850 тысяч тонн дизельного топлива в 2023-м. Потребление дизеля в стране в этом году прогнозируется на уровне 5,8 миллиона тонн, собственное же производство прогнозировалось на уровне 5,1 миллиона.
Время от времени РК сталкивается с нехваткой топлива, поэтому договаривается с Россией о дополнительных поставках. Так, 25 сентября вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов заявил, что обратился в Минэнерго РФ с просьбой об увеличении поставок бензина — к подписанным поставкам 40 тысяч тонн Астана просит добавить еще 70 тысяч. Дефицита в стране не будет, подчеркнул Аккенженов.
Годовое потребление топлива в Кыргызстане составляет порядка 1,5 миллиона тонн, из которых 1,2 миллиона беспошлинно ввозится из России, сказал в январе президент местной Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов.
Молдова, согласно данным Нацагентства по регулированию в энергетике за первое полугодие 2022-го, не закупает российский бензин, однако получает из РФ 15,6% потребляемого дизеля.
Долго ли будут действовать ограничения?
Запрет не может работать в качестве долгосрочной стратегии России, поскольку в таком случае начнется снижение загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), компании будут стараться экспортировать сырую нефть, а дальше придется ограничивать и ее экспорт, поделился мнением эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
"Это все не может работать как долгосрочная мера. Я считаю, максимум несколько недель, может, месяцев — и поставки восстановятся", — спрогнозировал он.
Власти РФ дадут время своим сельхозпроизводителям для закупки топлива по снизившимся ценам либо дождутся завершения основной фазы уборочной кампании, после чего отменят ограничения, предположил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
© Sputnik / Владимир Трефилов
/ "То есть это буквально несколько недель", — сказал он.
В целом у стран ближнего зарубежья есть возможность получать нефтепродукты и из других государств, отметил Александр Фролов. Например, Грузия и Азербайджан (у которого есть и своя добыча) могут получать топливо из Турции, Ирана и ОАЭ, а Узбекистан и Таджикистан — из Китая. Однако до того, как выстроятся новые логистические цепочки, могут возникнуть проблемы с поставками, предупредил эксперт.
"Постсоветские страны рискуют резким ростом цен на топливо на внутреннем рынке. И, возможно, в какой-то момент где-то будет наблюдаться дефицит", — отметил Фролов.
Кроме того, закупать топливо в России выгоднее, подчеркнул Игорь Юшков. "Любые другие поставки будут дороже, чем российские", — заключил он.