Центральная Азия тогда, как и сейчас, выступала главной ареной пересечения интересов России и Китая, которые осторожно шли навстречу друг другу, привлекая страны региона в новые форматы сотрудничества. Современная ЦА — это политическое понимание региона, который в географическом плане намного шире, чем пять республик в азиатской части бывшего Советского Союза. В Центральную Азию также принято включать Монголию, северо-западный Китай, районы азиатской России, Афганистан, северо-западную часть Индии, северные части Ирана и Пакистана. По интересному стечению международно-политических обстоятельств это сейчас территория Шанхайской организации сотрудничества (за исключением Туркменистана и Афганистана).
В 2024 году ожидается вступление в ШОС Беларуси и Монголии, об этом стало известно 8 сентября на открытии очередного заседания совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в Астане. Монголия является наблюдателем в организации с 2004-го и примерно с тех пор в экспертно-аналитической среде периодически обсуждались перспективы ее вступления. Будучи географически и исторически частью ЦА, в политическом и экономическом плане страна пока далека от региона.
Основа для партнерства
Внешнеполитическое ведомство Кыргызстана этой осенью работает на износ: прошла череда саммитов за рубежом, на 12-13 октября запланировано очередное заседание Совета глав государств СНГ, а 26 октября состоится заседание Совета глав правительств стран ШОС. Саммит лидеров СНГ важен результатами, тем более что в этом году Кыргызстан председательствует в организации. Заседание глав правительств ШОС интересно перспективами — ожидается присутствие премьер-министра Монголии, который может обозначить видение своей страной членства в объединении и сотрудничества со странами-участницами.
Визит монгольского премьер-министра в КР будет проходить в благоприятной атмосфере, сформированной в период визитов президента Халтмаагийна Баттулги (в 2019-м и 2021 годах на саммиты ШОС в Бишкеке), а также госвизита президента Кыргызстана в Монголию (июль 2023-го). Главы двух государств подписали декларацию об установлении дружбы и сотрудничества, а также порядка 11 документов в разных областях.
Сегодня между странами налажен устойчивый диалог, работают посольства, обсуждаются перспективы активизации сотрудничества в сферах транспорта, логистики, сельского хозяйства, легкой промышленности и туризма. В торгово-экономическом, политическом и транспортно-логистическом плане Монголия представляет несомненный интерес для Кыргызстана и региона. Есть ли у нее ответный интерес, предстоит понять в ближайшее время.
Станет ли ЦА "третьим соседом" Монголии?
Сейчас наиболее развитый диалог Монголия имеет с Казахстаном — двусторонние отношения регулируют более 60 договоров и соглашений. С 1993-го по 2007 год республики регулярно обменивались официальными и государственными президентскими визитами, при этом двусторонние связи на высшем уровне сохраняются по сей день в рамках ШОС. Экономические, политические и культурно-гуманитарные отношения Монголии и Казахстана также довольно активны в последние годы. Тем не менее товарооборот скромный — чуть более 100 миллионов долларов. За исключением Казахстана и с недавних пор Кыргызстана, отношения с остальными странами Центральной Азии развивались главным образом в рамках мероприятий ШОС, где Монголия является наблюдателем.
Это вполне естественно, ведь у страны всегда были два важных соседа — СССР/Россия и Китай — главные исторические и стратегические партнеры. Ситуация изменилась в 1991 году, когда посетивший Улан-Батор американский госсекретарь Джеймс Бейкер назвал США "третьим соседом", на которого можно положиться. Вскоре понимание "третьего соседа" изменилось и стало включать все странны, с которыми у Монголии развиваются тесные связи. Сейчас это Япония, США, государства Евросоюза, Индия, Южная Корея. Но, как гласит пословица, "близкий сосед лучше дальнего родственника"…
Вступление Монголии в ШОС и ее участие в экономических, торговых, транспортных, энергетических, финансовых и культурно-гуманитарных процессах, несомненно, прежде всего актуализируют самые близкие геоэкономические и геополитические связи с Центральной Азией. По крайней мере, на это следует рассчитывать, понимая важность континентальных транспортных артерий и отношений в рамках интеграционных проектов Евразии — ЕАЭС, а также инициативы "Один пояс — один путь". Очевидно, что Монголия не могла долго оставаться в стороне от процессов, происходящих в рамках ШОС — ключевой организации в области безопасности, политического и экономического сотрудничества. Включение стран ЦА в монгольское понимание "третьего соседа" в обозримом будущем станет весьма взаимовыгодным.
Больше чем "Большая Центральная Азия"
В недалеком прошлом, в период военного присутствия США в Афганистане и их активной политики в Центральной Азии, у западных дипломатов была популярна идея, продвигаемая администрацией президента Джорджа Буша, — так называемый проект "Большая Центральная Азия". Он предполагал, что при ведущей роли Соединенных Штатов в процессах безопасности, политики и экономики в ЦА будет интегрирован Афганистан. Затем "Большая Центральная Азия" начнет формировать общее пространство безопасности с Южной Азией и Ближним Востоком. Этим планам не суждено было сбыться по причине провальной военной компании США в Афганистане, но в большей степени благодаря восстановлению сильных позиций России в международной политике и ЦА в том числе.
Членство Монголии в ШОС логически завершает формирование общего пространства безопасности, где Центральной Азии отводится ключевая роль. Теперь весь регион в его истинном географическом и историческом понимании является пространством ШОС — с небольшой оговоркой, что нейтральный Туркменистан полностью открыт для сотрудничества с организацией, а Афганистан остается в ней наблюдателем.
Сегодня у ЦА и Монголии нет железнодорожного сообщения и плохо развито автомобильное, что ставит пред странами большие задачи по созданию современной сети транспортных и иных коммуникационных артерий. Тем не менее постепенное продвижение ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс — один путь" дает основания говорить о больших планах интеграции этого пространства в обозримом будущем.
Полноправное участие Монголии в ШОС, безусловно, является долгожданным событием. Аналогичное решение Беларуси еще сильнее сближает республики Центральной Азии с Минском, который и так весьма активен в рамках СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. В ближайшее время можно будет с уверенностью говорить о формировании единого и неделимого пространства безопасности ШОС от Минска до Шанхая.