Конференция, прошедшая на минувшей неделе в Джалал-Абаде, включала сессии и заседания, главной темой которых стала промышленная кооперация. Предметные дискуссии сменялись подписанием соглашений о реализации крупных совместных проектов.
На полях конференции Дмитрий Вольвач объяснил в интервью Sputnik, почему российский бизнес сегодня смотрит в сторону Кыргызстана.
— Каковы ваши впечатления от конференции? Все ли задумки удалось проработать и довести до подписания соглашений?
— Конференция была посвящена прорывам, которые мы должны сделать и которые уже делаем. На это есть запрос времени, запрос наших экономик. Понятно, что мы уже не просто исчерпали ресурс обычной торговли с хорошим ростом на протяжении нескольких лет с учетом всех возможностей, которые дает Евразийский экономический союз, — пришло время выходить на новый уровень, инвестиционный и кооперационный. Это создание или восстановление совместных предприятий в энергетике, машиностроении, металлургии, туризме. В данных направлениях наши страны будут развиваться наиболее активно, а самое главное, что все это интересно российскому бизнесу.
© Sputnik / Владимир Трефилов
— В каких сферах из перечисленных вами достигнуты конкретные договоренности?
— На наших глазах были подписаны почти 20 меморандумов и контрактов. Сумма инвестиций, заявленных на основании этих документов, — более 120 миллиардов рублей. Речь о контрактах, в том числе в энергетической сфере, причем как в альтернативной энергетике (ветрогенерация, солнечная генерация), так и в традиционной. Это весьма капиталоемкие отрасли, и российский капитал готов участвовать.
Огромную роль в достижении договоренностей сыграли наши институты развития, инструменты финансовой поддержки. В первую очередь Российский экспортный центр, который серьезно помогает экспорту в Кыргызстан. Очень эффективно работает и Российско-кыргызский фонд развития. Также есть более 3 000 проектов малого и среднего бизнеса с участием российского капитала, которые уже реализуются или в ближайшее время будут реализовываться в республике. Ну и, конечно, туристический трек. Мы активно прорабатываем эту тему, потому что видим здесь хорошие программы с заделом на серьезные инвестиции. Из тех, что я знаю, — мегапроект "Три вершины". Это будет горный кластер для активного туризма: и лыжи, и альпинизм, и просто спортивные прогулки, и трекинг — кому что нравится. Я уверен, что скоро многие россияне — кто-то по-новому, а кто-то впервые — откроют для себя вашу республику. Инфраструктуру планируется создать в ближайшее время, надеюсь, в этом будет активно участвовать российский бизнес.
— Часто говорят, что подобные встречи носят декларативный характер. А как вы их оцениваете?
— Я считаю важным то, что мы проводим такие конференции в регионах. Цель — наполнить их практическими решениями, контрактами, договоренностями, определить новые направления и горизонты сотрудничества. Конференция в Джалал-Абаде позволила участникам торгово-экономической деятельности найти решения многих проблем. Деловые советы провели плодотворное заседание, продемонстрировали несколько новых проектов, прошло много двусторонних встреч, у меня было много контактов с представителями российского и кыргызского бизнеса, с коллегами из экономического блока правительства КР.
— О каких проблемах вы говорите?
— Есть очень важные договоренности на государственном уровне, но проекты должны переходить из планов в новые стадии, а бывает, что они вдруг начинают буксовать. В такой ситуации надо выяснить причину, начать грамотно управлять рисками, чтобы проект продолжал развиваться и вырос в интересный бизнес для всех сторон, которые в него вкладывали. А главное, чтобы была исполнена задача, которую перед участниками поставили и правительства, и президенты наших стран.
Понятно, что работа в экономическом секторе должна вестись каждый день. Так и происходит. Однако встречи в формате конференций и форумов позволяют подвести итоги годовой работы, озвучить их для общественности, сделать выводы, подчеркнуть, что у нас получилось, или понять, почему не получилось, составить новые среднесрочные планы, обсудить новую геополитическую, экономическую обстановку. Вызовы постоянно меняются, но, мне кажется, мы с партнерами из Кыргызстана уже научились на них отвечать, причем делаем это очень быстро.
— Почему все-таки на первый план выходят регионы?
— Потому что, говоря об экономических показателях, объемах экспорта и импорта, о товарообороте, инвестициях между двумя странами, всегда надо задаваться вопросом: из чего складываются эти цифры? А из того, что в одной стране есть поставщик, в другой есть покупатель, какая-то компания — дистрибьютор, какая-то — импортер или производитель, или целая инфраструктура, которая обеспечивает экспорт/импорт товаров и услуг. Или проще — например, завод либо сеть магазинов. А где все это находится? В каком-то муниципалитете, районе, субъекте Российской Федерации или Кыргызской Республики. Именно в конкретном месте все соглашения, контракты и проекты приобретают понятную, рабочую форму.
Любая территория относится к какому-то региону, где есть своя администрация. Поэтому региональные, горизонтальные связи архиважны, и чем больше главы наших регионов узнают о возможностях друг друга — инвестиционных, торговых, кооперационных, — тем больше реальных производств появится на местах. Вместе с этим укрепляется связь между людьми и компаниями, которые трудятся над реализацией совместных проектов.
Хочу отметить, что не все мероприятия в рамках конференции упирались в заключение контрактов и соглашений. Очень знаковой стала закладка парка, где мы высадили первые деревья. Это будет Парк дружбы регионов России и Кыргызстана. Надеюсь, мы откроем его уже в следующем году и он станет местом притяжения как для местных жителей, так и для туристов.