Постепенная трансформация ЕАЭС в один из наиболее динамичных процессов экономической интеграции последнего десятилетия привела к формированию внешних связей со странами-партнерами, чей потенциал придает дополнительный импульс экономическим и политическим отношениям в Евразии.
Евразийское взаимодействие
Новый, более справедливый мировой порядок будет формироваться за счет культурного, цивилизационного многообразия и политического плюрализма в международных отношениях. И евразийское пространство уже сейчас представляет собой уникальный регион, где сохраняется уважение национальных, культурных и религиозных особенностей народов и стран. Это прямая противоположность политике Запада, направленной на уничтожение духовно-нравственных устоев общества и их замену на "универсальные либеральные ценности", ведущие к деградации личности и общества.
На этом фоне Центральная Азия выступает в качестве одного из главных регионов сотрудничества и взаимодействия евразийских государств — своего рода центра континентальной дипломатии. Подключение Ирана к этим процессам в Евразии неизбежно. Тем более что в прошлом страна была активным участником многих исторических событий, которые потом повлияли на то, как сейчас выглядит современная ЦА. Не исключено, что в рамках сотрудничества стран в ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, СНГ, а также иных региональных платформ партнерских стран идет формирование новой, евразийской модели взаимодействия, которая станет основой более справедливого мирового устройства.
О зоне свободной торговли
Согласно информации Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 20 октября, до конца этого года планируется подписать соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном. С 2019 года между Ираном и ЕАЭС действовали временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли (ЗСТ), и протокол к временному соглашению от 2022 года, который продлевал его действие. Отмечается, что сейчас все вопросы согласованы и работа по проекту соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном завершена.
С начала действия временного соглашения товарооборот между странами ЕАЭС и Ираном неуклонно рос — к 2023 году он составлял уже более 5 миллиардов долларов. О планах довести эти показатели до 10 миллиардов уже высказалась иранская сторона, рассчитывая на значительную активизацию после подписания соглашения о ЗСТ. Представляется, что в сравнении с аналогичными соглашениями с Вьетнамом и Сингапуром ЗСТ с Ираном придаст серьезный импульс не только торгово-экономическим отношениям, но и проектам в области транспорта и коммуникаций в Евразии.
Иран обладает уникальным геополитическим положением, являясь одновременно частью и фактором влияния нескольких регионов — Ближний Восток, Персидский залив, Южный Кавказ, Центральная и Южная Азия. Неоспоримо и его культурно-историческое, религиозное и научное влияние на народы этих регионов в прошлом, создавшее основу для его политического и экономического значения. В торгово-экономическом и транспортно-логистическом плане зона свободной торговли с ЕАЭС имеет взаимную выгоду, предоставляя возможность Ирану выйти на рынки Евразии и, с другой стороны, открывая путь товарам и бизнесу ЕАЭС в новых направлениях на Востоке и, еще шире, Глобальном юге.
Значение ЦА будет расти
Соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном фактически создает общее пространство от Ирана до Китая, с которым действует соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве КНР — ЕАЭС (2018). В этом контексте значение ЦА будет многократно возрастать по мере того, как через регион будут проходить транспортные артерии в рамках ЕАЭС и инициативы Китая "Один пояс — один путь". Но если фокусировать внимание именно на Иране, то это проект и реализация трех основных "веток" мультимодального коридора Север — Юг, связывающего Россию, страны Центральной Азии, Южного Кавказа с Ираном, Персидским заливом и Индией посредством иранских портов Бендер-Аббас и Чабахар.
Недавние планы строительства транспортных артерий из Центральной Азии по направлению к Персидскому заливу и Индии осложнялись нахождением Ирана под международными санкциями, ситуацией в Афганистане и присутствием там войск США. Сейчас, под влиянием новых международно-политических условий, западные санкции более не являются препятствием, и это направление может стать ключевым инструментом совместного развития целого ряда государств Евразии.
Сейчас в регионе ЦА две страны — члены ЕАЭС: Казахстан и Кыргызстан, а также Узбекистан, который имеет отдельное соглашение с организацией. Кроме этого, есть Таджикистан, детально изучающий опыт других государств в ЕАЭС, и нейтральный Туркменистан. Все они имеют разноуровневые отношения с Ираном, в зависимости от конъюнктуры и специфики современных политических отношений. Тем не менее после вступления Ирана в ШОС в 2022 году интенсификация связей с Центральноазиатским регионом заметно возросла, и они будут усиливаться по мере роста активности иранской дипломатии как в рамках Шанхайской организации сотрудничества, так и евразийского пространства в целом.
Пространство ЕАЭС в ближайшее время может иметь ключевое значение для Ирана, если он намеревается активизировать экономические отношения с ЦА. С учетом членства Казахстана и Кыргызстана в ЕАЭС эти два государства могут стать важным пунктом реализации экономических инициатив Ирана на двустороннем либо региональном уровне.
Будет ли создана платформа "Иран и ЦА"?
Сейчас Иран является единственной региональной державой, которая, имея общую границу, пока еще не выдвинула инициативу в отношении Центральной Азии. И хотя необходимость собственного регионального подхода назрела давно, говоря объективно, ЦА долгое время не входила в число приоритетов иранской дипломатии — Тегеран традиционно больше вовлечен в дела Ближнего Востока, отстаивая права на собственную атомную энергетику, а также решая другие проблемы региональной и международной безопасности. При этом было бы неверно говорить, что Иран все это время отсутствовал в регионе. Наоборот, несмотря на международные санкции, он имеет довольно активные связи со всеми странами ЦА в торговле, экономике, культурном и туристическом обмене. Другое дело, что уровень этих связей не всегда соответствует потенциалу Ирана и ЦА, который может быть гораздо выше по всем направлениям.
Выдвижение президентом Ирана Эбрахимом Раиси инициативы о приоритете отношений с соседями позволило заговорить о новом подходе Исламской Республики к региону — с 2022-го по 2023 год поочередно президенты Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана совершили визиты в Иран, а президент Кыргызстана провел встречу на полях саммита ШОС в Самарканде (2022). Тем не менее результаты многосторонних встреч пока не привели к выработке региональной стратегии или инициативы Ирана в Центральной Азии.
Возможно, это связано с тем, что традиционно в Иране очень тщательно анализируют опыт других стран, которые уже выдвинули свои инициативы в Центральной Азии. Естественно, чтобы избежать аналогий с западными площадками "ЦА плюс", Иран хотел бы иметь особый формат отношений с государствами региона. Не исключено, что эта инициатива может основываться на исторической, этнической и культурной общности Ирана и стран ЦА, а также на общих интересах в будущем развитии. В любом случае, вне зависимости от того, на какой стадии находится разработка этой инициативы по ЦА, представляется, что она может понадобиться в ближайшее время.
Центральная Азия — это важное пространство сотрудничества главных внешнеполитических партнеров и союзников Ирана: России и Китая, которые, вполне вероятно, хотели бы знать, как Тегеран видит развитие отношений со странами региона. Сами страны Центральной Азии также хотели бы лучше понимать Иран и его видение региональных отношений.
О перспективах
Современный Иран — это высокоразвитая в экономическом, научно-техническом, образовательном плане страна, которая, несмотря на санкции, введенные практически сразу после победы Исламской революции в 1979 году, затяжную ирано-иракскую войну (1980-1988), добилась впечатляющих успехов в науке, технике, медицине. Он имеет собственную космическую программу и атомную энергетику и является важным научно-техническим и образовательным центром Ближнего и Среднего Востока. Не исключено, что аналогичную роль Иран может выполнять в будущем и для стран ЦА.
Активизация экономических, политических, культурных и иных связей между ЦА и Ираном — это естественный, неизбежный и долгожданный процесс, который только подчеркивает важность восстановления и укрепления некогда тесных связей между народами.