ЦА как последняя надежда на выживание
Европе пообещали крупную добычу в виде дезорганизованной России, чья экономика должна была рухнуть после санкций. Только поэтому ЕС так быстро, легко и с напыщенной радостью согласился на разрыв экономических и энергетических связей с Россией. 2022-й был годом разочарования для ЕС — Россия не только выстояла, но и имеет сейчас значительные экономические, политические и военно-стратегические преимущества, чем перед началом специальной военной операции. Центральная Азия остается последней надеждой Европы на выживание, и именно сюда устремились взоры ЕС…
Драматические периоды истории Европы дали миру новые формы дипломатии — многосторонние соглашения Венского конгресса после победы над Наполеоном стали инструментом коллективного решения международных проблем, улаживания споров и формирования новых условий для сосуществования. Так появились конференции. Нужно отдать должное, европейцы преуспели в коллективных формах переговорного процесса, которые, правда, нередко превращались в красивый способ придать единоличному решению характер коллективной воли.
Осознание того, что Европа потеряла самостоятельность во внешней политике, пришло не сразу, а примерно с началом военной операции НАТО против Югославии в 1999 году. Она позволила в центре континента развязать масштабную военную интервенцию и бесчеловечные бомбардировки, которые привели к многочисленным жертвам и катастрофическим изменениям в регионе, последствия которых ощущаются по сей день.
Сознательное участие в развязывании сначала политического кризиса на Украине, а затем и непосредственное участие в "любимых" в Европе "коллективных формах дипломатии" в рамках Минских соглашений привели к еще более драматическому конфликту на европейском континенте — украинскому. Только, в отличие от конфликта в Югославии, он может закончиться с драматическими последствиями уже для самого ЕС. Это с опозданием начали понимать в Германии и Франции — "моторе европейского единства", на которых, по их же мнению, лежит "ответственность за будущее Европы".
Саммит "Германия — ЦА"
Германия не новичок в Центральной Азии — ее планы относительно региона берут начало с "большой игры" между Российской и Британской империями в Азии. Тогда немецкие исследователи дотошно составляли карты региона и писали труды о народах, его населяющих. Трудно забыть и то, что эти знания оказались им полезны при формировании так называемых "этнических легионов" из пленных советских солдат во время Великой Отечественной войны. В период же председательства Германии в ЕС она инициировала первую стратегию союза в отношении Центральной Азии в 2007 году. Ничего интересного из этого, конечно, не вышло, за исключением согласия создать механизмы сотрудничества и диалога "ЕС — ЦА", а также прав человека, демократии и другим вопросам, которые традиционно близки сердцу любого европейского дипломата.
29 сентября в Берлине канцлер Германии Олаф Шольц принимал четырех президентов стран ЦА и главу Народного совета Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, который прибыл вместо президента. Присутствие фактически всех глав ЦА в Берлине, безусловно, позитивный момент для политики Германии. Участники встречи выступали с различными предложениями — от экономики и гуманитарного сотрудничества до высоких промышленных технологий и "зеленой" энергетики. Интересным было то, что Германия, понимая тесные стратегические связи между Россией и ЦА, отдельно подчеркнула, что не рассчитывает на открытое осуждение действий России на Украине, отмечает чувствительность этого вопроса, но надеется на его обсуждение за закрытым дверями. Весьма деликатная провокация...
В Берлине канцлер Германии Олаф Шольц принимал четырех президентов стран ЦА и главу Народного совета Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова,
Германия не скрывала, что ей нужны сырье и пути его доставки и в этом плане ей крайне важны Казахстан и Туркменистан, или, иными словами, нефть и газ. Но как это реализовать на практике — вопрос будущего. Тем не менее значимость встречи была подчеркнута объявлением "стратегического партнерства Германии со странами Центральной Азии" и созданием консультационного механизма на случай кризисных ситуаций.
Тихие министерские встречи
В преддверии саммитов СНГ, ШОС и ЕАЭС в Бишкеке практически незаметно 23 октября прошла встреча на уровне министров иностранных дел стран ЦА и ЕС в Люксембурге под председательством верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Были приняты "дорожная карта" углубления связей и совместное коммюнике, в котором участники "подтвердили совместную приверженность продолжению стратегического взаимодействия и готовность к дальнейшему укреплению партнерства на основе общих ценностей и взаимных интересов".
Далее 31 октября в Ашхабаде состоялся Форум министров иностранных дел стран Центральной Азии с участием генерального секретаря Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Такой формат организован впервые. Согласно заявлениям СМИ, состоялся обмен мнениями по региональной безопасности, устойчивому развитию и стабильности, вопросам границ, изменения климата и экологии, а также транспортным связям.
Отсутствие деталей этих встреч, конечно, говорит о многом, но в первую очередь о том, что идут настойчивые попытки "склонить к сотрудничеству" страны ЦА на условиях, которые важно обсуждать за закрытыми дверями. А подключение к этому ОБСЕ и актуализация вопросов безопасности с учетом последних данных о формируемых группах террористов в Афганистане дают повод задуматься о более серьезных проблемах в регионе в будущем. После провальной роли ОБСЕ в последних европейских конфликтах ее эффективность в сфере безопасности немного сомнительна даже в Европе. И уж совершенно трудно что-либо говорить о ее работе в пространстве ОДКБ и ШОС.
Стремительный визит Макрона
Двухдневное турне президента Франции Эммануэля Макрона в Казахстан и Узбекистан в преддверии десятого, юбилейного саммита тюркских стран в Астане было динамичным, возможно, немного поверхностным, но не менее интересным, чем остальные внешнеполитические события. Макрон, да и, пожалуй, все мировые СМИ не скрывали, что Франция озабочена своей энергетической безопасностью и ей нужен уран. В данном случае это возможные вопросы поставок сырья из Казахстана и Узбекистана, которые и так поставляли уран Франции, занимая 27 и 19 процентов соответственно в доле его экспорта. Тем не менее по результатам визита ничего об этом сказано не было, за исключением упоминания в совместном заявлении с Казахстаном о "дорожной карте" на 2021-2030 годы взаимодействия в сфере энергетики.
Выбор Казахстана и Узбекистана для визита не случаен — это две самые крупные экономики Центральной Азии, несомненные лидеры региона. Тем не менее в целом визит Макрона в эти страны имел отчетливый экономический и культурно-гуманитарный характер. Наряду с некоторым числом документов были подписаны соглашения о создании группы Французского агентства развития в Казахстане и филиале Французского альянса в Самарканде, деятельность которых направлена на распространение французского языка и культуры.
Первый визит Макрона в страны ЦА — несомненно, интересное и важное дипломатическое событие в жизни региона, которое, впрочем, ровным счетом ничего не меняет в системе внешнеполитических обязательств Казахстана и Узбекистана. Перед визитом было понятно, что Франция присоединяется к общим усилиям Запада в попытке "отдалить ЦА от России и Китая", предоставляя им некую альтернативу, которая пока не имеет четких очертаний. Страны региона эту альтернативу пока не видят и не понимают, но из вежливости продолжают выслушивать идеи лидеров западного мира.
География — союзник здравого смысла
Центральная Азия может наладить прямую связь с Европой либо через Россию, либо через Турцию. Когда ЕС разорвал все связи с Россией, он разорвал и единственный надежный маршрут, соединяющий ЕС с ЦА. С Турцией тоже незадача. Сначала ЕС похоронил все надежды на ее вступление в союз и интеграцию с европейским миром, показав Анкаре, что Европа все же предпочитает сотрудничать на определенной дистанции. А теперь, после разрыва отношений с Россией, выясняется, что, кроме Турции, никто не может гарантировать новые торговые и энергетические маршруты из ЦА в Европу.
В связи с этим в последнее время возрос интерес ЕС к проекту интеграции тюркского мира, в рамках которого планируется реализовать проект "срединного коридора" — маршрута, который свяжет КНР, ЦА и Европу через Турцию. Но у этого коридора есть проблемы — финансирование, а также ряд политических трудностей на Южном Кавказе. Но и здесь влияние России ощутимо, и, в отличие от ЕС, ее проекты в области транспорта более реалистичны — совсем недавно были подписаны меморандумы о коридорах Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан, а также Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Кыргызстан в рамках Транспортного форума стран — членов ШОС.
Череда ошибочных стратегических решений ЕС в отношении России, высокомерная политика в отношении Турции, проблемы колониального прошлого в Африке и другие просчеты во внешней политике ведут ЕС в пропасть. И даже если бы Центральная Азия и хотела помочь ЕС в решении его проблем, географические особенности континента этого сделать просто не дадут. Россия, конечно, может решить европейские проблемы, но что-то подсказывает, что к тому времени ЕС пройдет через весьма драматические события и трансформации.