Президент Национальной академии наук КР Канатбек Абдырахматов в интервью радио Sputnik Кыргызстан рассказал о природе Иссык-Атинского разлома.
"Практически это трещина в земной коре. Не яма, не полуторакилометровая щель. Она проходит у подножья предгорий (Орто-Сайские холмы). Ее ширина максимум пять метров. Это зона, где из-за землетрясения произойдут смещения, и какое бы вы там здание ни построили, оно развалится. Дальше идет зона влияния — там возникнут повышенные сейсмические волны. Разломов не будет, просто будет сильно трясти. Японцы на своем большом опыте научились гасить эти волны. Они строят здания с использованием демпферов и катков, которые компенсируют колебания земли. Что касается 45-этажного здания, капсулу под строительство которого заложил президент, то в его строительстве я не вижу ничего страшного. В той же Японии каждый год фиксируется до 100 тысяч сейсмических событий. У нас в среднем 9 тысяч. Разница большая, причем в Японии огромное количество высотных зданий. Если при возведении этого небоскреба будут применены необходимые технологии, то почему бы его не построить", — сказал Абдырахматов.
Также он ответил на вопрос, почему в советское время на землях, где сейчас идет активное строительство, возведение многоэтажных домов было запрещено.
"С расстоянием сейсмические волны затухают. Мы разделили эту зону в районе и определили, что в непосредственной близости от разлома можно строить только одноэтажные дома или организовывать зоны отдыха. Чем дальше, тем выше можно строить здания. Нас часто критикуют за то, что мы якобы поддались лобби строительных компаний. Это чушь и глупость. Когда мы рассматривали этот вопрос, я перевел все технические стандарты стран, где есть такие же условия, и увидел, что в США, например, такая зона составляет 15 метров, в Японии и Новой Зеландии — 100 метров, а у нас почему-то полтора километра. Другое дело, что когда-то на юге Бишкека эти места относились к лесопарковой зоне, а теперь там идет строительство", — заключил эксперт.