Министр транспорта РФ Виталий Савельев 15 ноября заявил, что государство располагает всеми необходимыми ресурсами для создания сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144 на новой технологической базе. Это не фигура речи по случаю XVII международного форума "Транспорт России" в московском Гостином дворе. Страна обладает всеми компетенциями, научно-производственной базой и самой большой в мире территорией, которая требует развития сверхзвуковой гражданской авиации.
На авиасалоне Dubai Airshow 2023 огромный интерес специалистов вызвал российский глубоко модернизированный (обновлено более 70 процентов систем и агрегатов) тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76, способный взять на борт до 60 тонн полезной нагрузки, перебросить людей и технику со скоростью 800 км/час на расстояние до 5000 километров. Усиленное крыло и модернизированные шасси допускают автономное базирование, эксплуатацию этой машины на необорудованных аэродромах, грунтовых взлетно-посадочных полосах. Идут переговоры о продаже до 50 самолетов Ил-76МД-90А в страны Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии.
Немногим ранее, 1 ноября, совершил первый полет широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-400М, построенный на Воронежском авиазаводе. Этот самолет с двигателями ПС‑90А1 способен перебросить 40 тонн полезной нагрузки или 400 пассажиров на расстояние 8100 километров с крейсерской скоростью 850 км/час. Максимальная полезная нагрузка Ил-96-400М — 58 тонн.
© Sputnik
Воздушные корабли такого класса в мире строят только европейская корпорация Airbus и американская компания Boeing. Гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов подчеркнул: "Программа Ил-96-400М стартовала по решению президента России. Самолет позволит обеспечить грузовые авиаперевозки, а также транспортную доступность разных регионов страны".
Мы наблюдаем начало новой эры дальнемагистральной авиации РФ. Заметим, первый в мире серийный пассажирский сверхзвуковой авиалайнер также построили в Воронеже (в марте 1972 года), и министр транспорта Виталий Савельев напомнил вчера о "реинкарнации" Ту-144 совершенно неслучайно.
Обгоняя "Боинг" и "Конкорд"
Создание первого в мире пассажирского лайнера, способного летать с крейсерской скоростью более 2000 км/час знаменовало победу СССР в мировой гонке технологий. Ту-144 впервые преодолел звуковой барьер 5 июня 1969 года на высоте 11000 метров. Британско-французский "Конкорд" взлетел и преодолел сверхзвук на несколько месяцев позже. Опытный Ту-144 в мае 1970-го преодолел рубеж в 2 Маха (2150 км/час) на высоте 16300 метров. Построенные на Воронежском авиазаводе серийные сверхзвуковые лайнеры летали в Алма-Ату, Берлин, Варшаву, Париж, Прагу, Софию и Хабаровск (сверхзвуковая дальность — 2920 километров, практический потолок — 20 тысяч метров).
Построили всего 16 самолетов. Производство Ту-144 остановили в 1981 году — по целому ряду причин, включая высокую стоимость эксплуатации ("Конкорд" тоже уступил небо более экономичным дозвуковым авиалайнерам). И все-таки опыт создания Ту-144 впоследствии пригодился в разработке тяжелых сверхзвуковых самолетов Ту-22М и Ту-160, которые до сих пор эффективно укрепляют обороноспособность России. Кроме того, компания Boeing и АНТК имени А. Туполева в 1999 году успешно завершили программу совместных исследований на Ту-144ЛЛ для создания перспективного пассажирского сверхзвукового самолета.
Россия не утратила высокотехнологичный потенциал авиационной промышленности, которая сегодня помогает укреплять обороноспособность и государственный суверенитет (Су-57, Су-35С, Су-30СМ), а завтра обеспечит достижение новых рубежей "гражданского сверхзвука" и значительно ускорит экономическое развитие самой большой в мире страны протяженностью более 9000 километров с востока на запад и 4000 километров — с севера на юг.
Базовые условия для успешного развития дальнемагистральной и сверхзвуковой гражданской авиации "на земле" сомнений не вызывают. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) была создана в 2006 году для консолидации активов крупнейших авиапредприятий России. Она входит в структуру госкорпорации "Ростех", и это крупнейшая машиностроительная компания страны: 800 научных и производственных организаций в 60 субъектах федерации, с консолидированной выручкой более 2,1 триллиона рублей в 2022 году. Доля гражданской продукции превышает 44 процента.
С другой стороны, очевидна стратегическая зависимость авиапромышленности Запада от России, обладающей огромными ресурсами. Напомню, российская "ВСМПО-Ависма" обеспечивает треть поставок "крылатого" титана для компании Boeing, и до 60 процентов — корпорации Airbus. Евросоюз не готов отказаться от российского титана — даже в рамках санкций. Российские технологии и ресурсы объективно обеспечивают значительные конкурентные преимущества.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram.