Пока страны ЦА привыкают к возросшей международно-политической активности, Бишкек в очередной раз стал центром региональной парламентской дипломатии.
Парламентская ассамблея
Парламентская ассамблея как форма сотрудничества — довольно уникальный механизм современных международных отношений. Ведь парламент одновременно представляет и государство, и гражданское общество, которое его выбрало. Проведение межпарламентских мероприятий международного характера формирует многосторонние связи более высокого уровня, привлекая большое количество государств, а значит, и обществ, к диалогу и сотрудничеству. Как правило, такие встречи сближают народы на государственно-общественном уровне, становясь весьма популярным форматом сотрудничества многих международных организаций.
В настоящее время действует сразу несколько форматов межпарламентского сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, Межпарламентский диалог в рамках БРИКС, Организации тюркских государств, ОБСЕ и многих других, что говорит об их востребованности и эффективности. В частности, в июне 2023 года Беларусь заявила о готовности выступить с инициативой об учреждении межпарламентской ассамблеи ШОС. Такое предложение прозвучало на полях Форума народной дипломатии и городов-побратимов стран ШОС в Циндао (Китай). Не исключено, что в скором времени диалог между парламентами стран ШОС органично войдет в международно-политическую повестку стран Евразии.
В международной практике парламентский диалог выполняет роль дополнительного и нередко углубленного фактора укрепления сотрудничества и взаимодействия в политической, экономической, культурной, научно-образовательной сферах. Более того, межпарламентские связи оказывают широкую поддержку процессам развития демократии и соблюдения избирательных прав граждан — в частности, весьма примечательна деятельность МПА СНГ по мониторингу выборного процесса на всем пространстве организации.
© Sputnik / Владислав Ногай
Признак особой значимости
Прибывшие в Бишкек 16 ноября главы парламентов Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, а также заместитель председателя Народного собрания Армении в позитивном ключе высказались о перспективах развития МПА СНГ, об углублении сотрудничества между странами и о дальнейшем видении развития межпарламентского диалога.
Визит на уровне председателя парламента — это всегда знак высокого доверия, дружбы и теплых, доверительных отношений. Это также признак того, что страны намерены развивать не только государственные, но и менее формальные общественные связи.
Когда же в страну приезжают все главы парламентов государств — участников СНГ — это признак особой значимости как самого мероприятия, так и организации как таковой, не говоря уже о том, что Бишкек в этом году стал одним из самых привлекательных направлений с точки зрения коллективной дипломатии. И по всей видимости этому есть объяснение. Так, по словам председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси Натальи Кочановой, "Бишкек стал одним из центров притяжения конструктивных инициатив и принятия важнейших стратегических решений СНГ, ЕАЭС и ШОС".
Безусловно, этот год стал действительно успешным в плане укрепления международно-политического имиджа Кыргызстана. И если в республике еще никто не похвалил за эту работу МИД и другие ведомства, то председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко отметила высокий организационный и политический уровень мероприятий, прошедших в Кыргызстане, назвав Бишкек столицей СНГ в этом году.
© Sputnik / Владислав Ногай
Язык как одна из основ интеграции
Завершение 56-го пленарного заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ одобрением ряда модельных законопроектов в сферах экологии, безопасности и права, несомненно, констатирует непрерывность процесса гармонизации законодательства и принятия новых норм в пространстве СНГ. Тем не менее нельзя не обратить внимание на современную роль русского языка в странах СНГ. Как отметила председатель Совфеда, "русский язык служит основой интеграционного диалога в СНГ", существенно упрощая и облегчая взаимодействие, в том числе в рамках МПА СНГ.
И действительно СНГ является пространством не просто сохранения, но и нового развития русского языка, который продолжает оставаться важной частью общей культурно-образовательной, духовной сферы, в которой он свободно функционирует наряду с национальными языками народов стран Содружества. Все это формирует уникальные особенности пространства СНГ, которые необходимо всячески сохранять.
Вместо эпилога
В настоящее время межпарламентская дипломатия в рамках СНГ может и не решать масштабные международно-политические вопросы, но ее работа как раз-таки и направлена на формирование условий для решения этих вопросов, задействуя как государственные, так и общественные механизмы. Сама модель СНГ, несмотря на частую критику в прошлом, продолжает оставаться одной из самых эффективных форм сотрудничества и взаимодействия. Она имеет все шансы расширить свое влияние за пределы существующих границ, и межпарламентское сотрудничество может сыграть в этом не последнюю роль.