Полную версию беседы слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан Чортомбаев отметил, что, кроме ремонта ирригационной инфраструктуры, которым сегодня занимается Министерство сельского хозяйства, пришло время разъяснительной работы с фермерами.
"Они должны понять, что вода становится товаром. Недавно мы побывали в Китае, где говорили о системах оптимизации ирригации и механизации. Китайский фермер платит, если перевести на наши деньги, 1 сом 30 тыйынов за 1 кубометр воды, а у нас тариф — 3 тыйына. Капельное орошение подходит не на всех территориях. Оно пригодно для засушливых зон, например, у нас на юге. Полив диким напуском тоже имеет минусы: разрушается почва, когда большой поток воды смывает минеральные удобрения. А главное, вода не всегда доходит до конца поля. Чтобы этого не было, нужно просто грамотно ее распределять", — отметил Чортомбаев.
По его словам, в советское время возделываемые территории были крупными. Теперь в республике преобладает мелкоконтурность — примерно 87 процентов сельскохозяйственных земель находятся в частной собственности.
"Чем больше отдельных полей, тем больше арыков. Если верхние участки еще получают воду, то к нижним дотекает слабый поток. Идут большие потери. Кроме восстановления каналов, нужно оптимизировать подачу воды. В этом может помочь датчик водоучета. Он устанавливается на гидромодулях и может определять дистанционно объем поступающей воды. В диаграмме на дисплее будут отражены показатели, с помощью которых легко подсчитать, сколько кубометров пришло за те часы, пока был открыт шлюз. Лишнюю воду фермер не возьмет. Ему не надо, чтобы от переизбытка сгнил его картофель или, наоборот, оказались без полива последние грядки. Кроме этого, фермеру еще и платить нужно за фактический объем воды", — объяснил Чортомбаев.