Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан бывший директор Департамента туризма рассказал, как менялся подход к этой отрасли в стране последние 30 лет. По его словам, КР всегда привлекала туристов не только своей природой, но и теплым отношением местного населения, однако уровень сервиса и сегодня не везде одинаковый.
"Когда-то для приезжих стало фишкой пообедать или поужинать в кыргызской семье. Но даже для меня было шоком, когда хозяева ставили на стол общую большую чашку салата и вилки для всех. Боорсоки и конфеты насыпали по кругу прямо на стол. Это нормально для своих, но для приема гостей не подходит. Тогда туроператоры сами стали обучать персонал сервису. Наши люди быстро сориентировались, и в тех же гостевых домах чуть позже каждому гостю стали отдельно подавать не только салатницу, но и розеточки с медом и пятью видами домашнего варенья. Это очень нравится туристам, и я вам скажу, что такого нет нигде",— отметил Казаков.
По его словам, проблема была в том, что многие кыргызстанцы, занявшиеся гостиничным бизнесом, не знали, как "встроить" свое гостеприимство в сервис.
"Со временем люди поняли, что у туристов есть деньги. Если раньше щедро угощали и не за все брали плату, то потом цены стали такими, что и кумыс попить оказалось дорого. А еще хуже, что появились недобросовестные люди. Не понимают, что, если они один раз налили разбавленный кумыс, больше к ним туристов не привезут", — пояснил собеседник.
С развитием соцсетей появились "черные списки", туроператоры обсуждают в чатах места, где гостей кормят вкусно, недорого и качественно. А с развитием электронного бронирования и продвижения в соцсетях отели перестали нуждаться в услугах туроператоров. Это привело к тому, что последним пришлось строить свои отели и юрточные лагеря, где организация гостеприимства на порядок выше.