Длительная и кропотливая подготовка ВС России к наступлению зимой 2024 года дает убедительные результаты, позволяет рассмотреть перспективы освобождения от необандеровской оккупации русских городов Северного Причерноморья.
Командующий группировкой российских войск "Днепр" в зоне СВО Михаил Теплинский и министр обороны РФ Сергей Шойгу 20 февраля доложили Верховному главнокомандующему Владимиру Путину о зачистке "плацдарма" ВСУ в Крынках. Российские войска полностью контролируют этот населенный пункт. Министр обороны особо отметил боевую эффективность 810-й бригады морской пехоты, 45-й бригады спецназа ВДВ, Сил специальных операций, ударной авиации.
Многомесячные попытки четырех бригад морской пехоты ВСУ прорваться через село Крынки в Крым завершились разгромом. "Плацдарм" на левом берегу Днепра стоил жизни 3 400 украинским десантникам. А всего на херсонском направлении за время "контрнаступления" противник потерял более 13 тысяч военнослужащих под огнем артиллерии, авиации, БПЛА и других средств поражения российской армии. Развитию украинского "плацдарма" не помогли западные военные советники, зарубежные курсы спецподготовки, натовские быстроходные десантные катера, поддержка артиллерии ВСУ с правого берега и беспилотные "шаттлы" для доставки в Крынки снаряжения и боеприпасов. Российские войска владели инициативой, доминировали огнем и маневром с начала "десантной операции" в середине октября 2023 года.
К рискованному форсированию Днепра ВСУ и натовских кураторов подтолкнул очевидный провал стратегического летнего "контрнаступления". Украинская армия до конца августа не смогла прорваться в Крым через Токмак и Мелитополь. Грела лишь надежда на внезапность удара и слабину российских оборонительных позиций в 30 километрах от Херсона и в 70 (по прямой) от Крыма.
Плацдарм для десантирования — село Крынки — выбрали с учетом расположения в "серой зоне" левобережья. Сомневающихся в успехе, трезвомыслящих военачальников от непосредственного руководства "стратегической операцией" отстранили — командующий украинскими Силами специальных операций (ССО) Виктор Хоренко долго не мог понять, за что президент Владимир Зеленский снял его с должности 3 ноября, когда авантюра превратилась в циничное жертвоприношение специальных войск ради "имиджа" киевского режима.
Провал "десантной операции"
Село Крынки протяженностью 9 километров вдоль Днепра привлекло командование ВСУ возможностью скрытно сосредоточить плавсредства десанта на правобережье, в устье впадающей в Днепр реки Тягинки. Правда, до "плацдарма" на левом берегу надо преодолеть основное русло Днепра шириной более 800 метров, заболоченную низину шириной около 1 500 метров и один из днепровских рукавов (река Конка) шириной более 50 метров — всего более двух километров открытого пространства под огнем российских войск. Задача сложная. Привлекли лучшие части ВСУ.
Планы украинского генштаба и стратегов НАТО предполагали внезапный захват передовыми частями плацдарма в Крынках, стремительное его расширение за границами села. Далее должны были переправиться четыре бригады морской пехоты — ударный кулак численностью около 12 тысяч бойцов.
Подразделения украинских ССО в ночь на 16 октября скрытно закрепились на прилегавшем к Крынкам острове, создали "площадку подскока" для десанта. В ночь на 19 октября ВСУ сосредоточили на острове несколько штурмовых групп общей численностью до 300 бойцов спецназа, морской пехоты и территориальной обороны. С рассветом десантировались в Крынках, где сразу попали под огонь российской артиллерии и удары ВКС.
"Первая волна" украинского десанта не сумела выйти за границы села, и все последующие попытки в течение четырех месяцев обернулись катастрофой (не удалось даже оттянуть российские резервы из-под Авдеевки). Отправляя "в один конец" все новые подразделения в Крынки, оперативное командование "Юг" 22 октября опровергло информацию киевских СМИ о создании плацдарма ВСУ на левом берегу Днепра в Херсонской области.
Артиллерия ВСУ с правого берега, использование противником значительного количества беспилотников и средств РЭБ затрудняли полную зачистку села подразделениями ВС России. В конце октября российскую группировку войск "Днепр" возглавил командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Михаил Теплинский, и в Крынки активнее полетели корректируемые авиабомбы калибра от 500 килограммов, высокоточные ракеты "воздух — поверхность", FPV-дроны, снаряды РСЗО и "Солнцепеков". Село превратилось в огневой мешок, на этом адском плацдарме не осталось ни одной постройки. Украинский солдат выживал здесь в среднем трое суток.
В генштабе ВСУ и штабах НАТО осознали провал десантной операции в Крынках. Главком Валерий Залужный 2 ноября заявил в статье для The Economist, что боевые действия на украинском ТВД зашли в тупик — признал провал украинского контрнаступления в целом. На следующий день в Киеве начались "кадровые перестановки". Глава офиса президента Украины Андрей Ермак 14 ноября улетел в США за новыми "пакетами" военной помощи и обосновывал грядущие победы успехом в Крынках: "Несмотря ни на что, Вооруженные силы Украины захватили плацдарм на левом берегу Днепра… И наше контрнаступление продолжается".
После этого провальная операция стала "символом веры" и залогом американского финансирования. ВСУ дорого оплатили существование этой кровавой иллюзии — до полной зачистки Крынок в феврале 2024 года. На фоне второго за неделю оперативно-стратегического поражения украинской армии открываются перспективы освобождения от бандеровцев более крупных населенных пунктов Северного Причерноморья.
Русские города Херсон и Одесса основаны в 1778-м и 1794 годах соответственно указами Екатерины II. А город Николаев основал в 1789-м на месте военной верфи выдающийся российский государственный деятель Григорий Потемкин. Украинские флаги и бандеровские лозунги здесь, в Северном Причерноморье, — нелепая историческая ошибка (и не только здесь). Впрочем, ошибка поправимая. Российская армия в зоне СВО закрывает тридцатилетний "украинский проект" США и НАТО как враждебный, угрожающий государственной безопасности РФ.
Бывший заместитель начальника генштаба Войска Польского Леон Коморницкий ранее заметил, что российские войска перешли к стратегии полной ликвидации ВСУ, а отсутствие радикальных изменений в планах Украины приведет к скорому ее поражению: "России удастся достичь своей цели — занятая ею территория будет оторвана от Украины, включая Крым. На Украине возникнет слабое, отрезанное от ресурсов государство".
По информации российского министра обороны Сергея Шойгу, количество БПЛА в войсках РФ выросло в 17 раз, боеприпасов — в 17, танков — в 6, что позволяет уверенно смотреть в будущее и достигать целей СВО. Утешительные беседы главы Пентагона Остина с украинским министром обороны Умеровым погоды в зоне СВО не сделают.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram