Евроатлантический пессимизм
Международная общественность и СМИ не скрывали пессимизма задолго до начала Мюнхенской конференции по безопасности. Политики по обе стороны Атлантики осознают, что развязанная ими война в Европе закончится не так, как они планировали, и с потерями еще большими, чем предполагали. Естественно, они подсчитывают только свои убытки, а не ущерб, нанесенный Украине. Заявления о победе Киева, ставшие формой обязательного дипломатического протокола на Западе, звучат уже не так громко и убедительно, а вот слова о растущей угрозе со стороны России и неизбежности войны настойчиво заполняют информационное пространство. Но антироссийский характер мюнхенской конференции — это очевидное следствие конфронтационной политики Запада.
"Мы просто победим, детка", — высказывание бывшего спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, прозвучавшее на прошлогодней мюнхенской конференции при обсуждении военных перспектив на Украине, уже тогда казалось чрезмерно оптимистичным. Равно как и слова председателя той конференции Кристофа Хойсгена: дескать, если в 2024-м на мероприятии будет присутствовать Владимир Зеленский, это будет означать "окончание ужасной войны". Пророчество не сбылось, и сегодня даже самые ярые сторонники украинского режима на Западе не решатся о нем напомнить.
Но внешняя растерянность американских и европейских политиков на этой конференции не должна вводить в заблуждение — сдаваться они не намерены и не только поведут в бой остатки мужского населения Украины, но и, по всей видимости, рискнут благополучием других стран, а также своими последними ресурсами. При этом повышение ставок грозит эскалацией еще большей напряженности в Европе. Трудно понять, насколько реалистично оценивают свои возможности ЕС и НАТО, однако, наблюдая за происходящим, можно сделать пугающий вывод об отсутствии у современных европейских политиков способности мыслить трезво.
Кто на самом деле угрожает Европе?
Воинственная риторика западных политиков, обвиняющих во всем Россию, стала нормой в их информационном пространстве, но с каждым годом все больше абстрагируется от реальной картины мира. Заявления высокопоставленных участников конференции не содержали даже намека на необходимость поиска компромисса в крайне тяжелой ситуации, в которую они загнали не только Евросоюз, но и все западное сообщество. Ни генсек НАТО Столтенберг, ни глава Еврокомиссии Фон дер Ляйен, ни глава МИД Германии Бербок, ни вице-президент США Харрис не допустили и мысли о поиске возможностей для начала переговоров с Россией по Украине.
А договариваться рано или поздно придется. Ухудшение военной ситуации и взятие российскими войсками Авдеевки, а также смерть иноагента Алексея Навального энтузиазма участникам конференции не прибавили. Зато все это было использовано для дальнейшего нагнетания атмосферы "угроз со стороны Москвы". Пожалуй, только канцлер ФРГ Олаф Шольц проявил признаки "долгосрочного видения", сказав, что, независимо от исхода войны на Украине и выборов в США, "европейцы должны существенно больше заботиться о собственной безопасности сейчас и в будущем". В его понимании, Германия не хочет конфликта между НАТО и Россией и не желает отправлять солдат на Украину, хотя Шольц все-таки убежден, что угроза со стороны РФ реальна.
Однако, если говорить о реальности, то в нынешней ситуации единственным источником угроз для европейской безопасности является политика США, Евросоюза и НАТО, которые явно переоценили собственные возможности и недооценили потенциал России. Для оправдания своих стратегических ошибок и провалов им необходимо как-то объяснять далеко не миролюбивые планы дальнейшей военной поддержки Украины, милитаризации промышленности, гонки вооружений и открытия новых направлений для воздействия на Москву. К сожалению, некоторые страны, могут эти начинания поддержать.
Баварские мотивы на Южном Кавказе
Не обошлось на конференции и без попыток вмешаться в ситуацию на постсоветском пространстве. Европейские политики весь прошлый год с завидной регулярностью высказывались о проблемах общего пространства ОДКБ, где государства-участники якобы не чувствуют себя в безопасности из-за конфликта на Украине, а сама организация, по их мнению, теряет влияние в СНГ. И это несмотря на очевидные успехи в координации оборонной политики, укреплении миротворческого компонента организации, создание единой системы ПВО и многие другие меры по упрочению военно-политического потенциала.
Однако мнение об утрате эффективности ОДКБ довольно быстро подхватило политическое руководство Армении, которое не скрывало своего разочарования по поводу невмешательства организации в военные действия в Нагорном Карабахе. Отсутствие юридических оснований для действий ОДКБ в Карабахе — на международно признанной территории Азербайджана — Ереван не смущало (даже после того, как армянский премьер-министр лично подписал декларацию о признании ее таковой). Обида либо имитация обиды на ОДКБ способствовала тому, что в Армении стала открыто звучать критика по поводу членства в организации, а недавно все это привело к заявлению Никола Пашиняна о "заморозке" участия.
В данной ситуации легко считывается реализация стратегии Запада, направленной на отрыв Армении от пространства ОДКБ, России и предоставление ей альтернативных решений в области безопасности (не исключено, что со стороны НАТО). Однако для вступления в альянс необходимо сначала заключить мирный договор с Азербайджаном, а потом нормализовать отношения с Турцией. Только тогда можно будет говорить о появлении реальной альтернативы в сфере безопасности, которая позволит Еревану выйти из ОДКБ. Последствия реализации этого сценария как для Армении, так и для всего Южного Кавказа предугадать трудно, особенно с учетом намерений Грузии присоединиться к НАТО.
Представляется, что Запад, несмотря на риски, все же прощупывает возможности для реализации описанного выше сценария. На конференции в Мюнхене при посредничестве канцлера Германии состоялась первая в этом году встреча президентов Азербайджана и Армении, они договорились продолжать работу по мирному договору. Часть СМИ поспешили заявить об успешной инициативе Берлина, который может стать главным посредником на Южном Кавказе.
Другие массмедиа видят в таких итогах лишь дипломатический реверанс в сторону ФРГ, жаждавшей продемонстрировать хоть какой-нибудь позитивный результат конференции, которая, по идее, должна решать проблемы международной безопасности. Тем не менее трудно представить, что Россия и Турция, имеющие особые стратегические интересы на Южном Кавказе, будут спокойно взирать на инициативы Германии в регионе.
Проблемы общего пространства ОДКБ и его единства напрямую затрагивают и Центральную Азию, где три члена организации — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан — прекрасно осознают угрозы и вызовы, которые могут возникнуть в связи с перспективой выхода Армении. И хотя официального шага по отдалению от ОДКБ Ереван пока не сделал, не исключено, что все страны-участницы приложат максимум усилий для сохранения целостности общего пространства безопасности.
Есть ли будущее у мюнхенской площадки?
Мюнхенские встречи, будучи площадкой для демонстрации евроатлантической солидарности в решении международных проблем безопасности, на самом деле их никогда не решали. Зато они оправдывали и смягчали последствия расширения НАТО на восток после распада Советского Союза. Именно об этом говорил в 2007 году российский президент Владимир Путин в своей знаменитой мюнхенской речи, отметив, что расширение блока, несмотря на обещания, не решает проблем безопасности Европы, а напрямую провоцирует Россию, снижая уровень доверия в регионе. К чему это привело, наглядно продемонстрировали унылые лица американских и европейских политиков на мюнхенской конференции в текущем году.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что Москва ничего не ждет от этой конференции, так как "в последние годы Россия наблюдала последовательную деградацию мюнхенской площадки". Судя по выступлениям на мероприятии, деградирует не только формат, но и участники. В Европе, пережившей две мировые войны и затяжной период военно-политического противостояния между НАТО и странами Варшавского договора, что-то не так с поколением политиков и дипломатов.
Складывается впечатление, что "дух Хельсинского процесса" навсегда покинул Европу, а "принципы мирного сосуществования" давно исчезли из дипломатического лексикона ЕС. Зато вновь вводятся формулировки о российской угрозе миру и стабильности, превалируют непримиримая воинственная риторика и язык конфронтации. Готова ли сама Европа к таким серьезным испытаниям? Скорее всего, нет. Однако новый "хельсинский процесс" неизбежен и необходим, поскольку региону требуются новые площадки для диалога и сотрудничества, демонстрации приверженности мирному сосуществованию и, наконец, для реального обсуждения проблем международной безопасности.