Запад переживает сейчас одно из сильнейших потрясений в современной истории — прошедшие президентские выборы в России. Убедительная победа Владимира Путина в очередной раз показала, насколько глубоки корни исторического непонимания западной цивилизацией самой России, а также особенностей психологии и мотивации ее народа. Беспрецедентная явка на выборах и выражение наивысшей степени доверия действующему президенту убедительно говорят о том, что в переломное для страны время общее благо и безопасное будущее грядущих поколений всегда будут несомненным приоритетом народов России. Способность народа к сплочению ради достижения общих целей не раз помогала России преодолевать трудные периоды.
Западные политики и СМИ транслируют бессильное раздражение не только в связи с невыгодными для них результатами выборов, но и по причине невозможности достичь сколько-нибудь значимого успеха в борьбе против России. Сначала они рассчитывали на крах экономики под давлением санкций, затем на рост протестных настроений в связи с длительностью СВО на Украине, наконец, на низкую явку на выборах в связи с "кризисом доверия к власти". Все надежды оказались тщетны, а фрустрационные настроения западных политических кругов, разочарованных отсутствием результатов, неминуемо ведут к росту дальнейшей напряженности в отношениях.
Выборы президента России, к сожалению, сопровождались активизацией террора украинских формирований и подконтрольных им террористических групп из числа бывших российских граждан, которые безуспешно пытались проникнуть в граничащие с Украиной области России. Белгород и прилегающие населенные пункты также подвергались регулярным обстрелам ВСУ, которые привели к многочисленным разрушениям и жертвам среди мирного населения. И это тоже особенности нынешнего выборного процесса в России, о которых западные СМИ предпочитают не рассказывать своей аудитории.
Тем не менее именно невероятное давление западного сообщества и подконтрольных ему международных институтов, враждебная политика и агрессия террористического режима Украины, а также формирование новых угроз в других регионах (Южный Кавказ, Центральная Азия) создают условия для рождения новой России — более сильного и независимого государства, чем когда-либо в истории. Внутренние трансформации, происходящие в этой стране, не только затронут ее союзников и партнеров, но и окажут влияние на мир в глобальном масштабе.
Большие евразийские и глобальные перспективы
Начало нового политического срока президента Владимира Путина несомненно связано с дальнейшей реализацией проектов в Евразии, которые, впрочем, включают планы, выходящие за географические и политические рамки континента. Еще в 2015 году в программной речи президент России объявил о Большом евразийском партнерстве (БЕП) — конкретных действиях по формированию "широкого интеграционного контура на евразийском континенте". Следует напомнить, что тогда высказывалась идея превращения Евразии в единое "общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания" с опорой на Большое евразийское партнерство. Центральным звеном этого партнерства выступали такие объединения, как ЕАЭС, ШОС, АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), "Один пояс — один путь".
За это время значительно укрепился ЕАЭС, "пополнившись" соглашением о зоне свободной торговли с Ираном в дополнение к Вьетнаму и Сербии, расширился список партнеров организации. ШОС также пополнила свои ряды за счет новых членов, при этом активизировав диалог с АСЕАН. Вообще, сопряжение проектов пояса и пути с ЕАЭС, развитие диалога между ЕАЭС, ШОС, АСЕАН — это уже сформированные, действующие формы сотрудничества и взаимодействия, которые будут частью справедливого полицентричного миропорядка, подразумевающего развитие равноправного и взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Предстоящий в Казани саммит БРИКС будет иметь самое прямое отношение к построению новых форм глобального экономического и финансового взаимодействия, в частности, постепенный переход в расчетах на национальные валюты и создание альтернативных многосторонних платежных систем — неотъемлемая часть тех усилий, которые Россия совместно со странами БРИКС будет предпринимать в ближайшие шесть лет. Тем более в 2024 году организация пополнилась новыми членами — Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия и еще ряд государств рассматривают возможность подачи заявки на присоединение к БРИКС уже на казанском саммите.
Транспортные и энергетические артерии нового мира
Современные транспортные и энергетические пути, а также средства связи — это основа любой экономической системы, особенно если речь идет о Евразии. В настоящее время построение новых и модернизация старых транспортных и энергетических артерий невозможны без активного участия России и Китая. Несомненно, основное внимание приковано к формированию новых путей, связывающих Россию и Центральную Азию по мультимодальному транспортному коридору Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Россия (через порты на Каспии), перспективам строительства железной дороги КНР — КР — РУз и включению всех этих проектов в общие транспортные артерии коридора Север — Юг, который свяжет Россию, страны Южного Кавказа, Центральной Азии с Ираном и Индией и даже с африканским континентом. Так, в мае 2023 года Россия и Иран подписали соглашение о строительстве в рамках международного транспортного коридора Север — Юг железнодорожного участка Решт — Астара. На реализацию проекта Москва выделила межгосударственный кредит в размере 1,3 миллиарда евро при общей стоимости проекта 1,6 миллиарда.
По оценкам специалистов, коридор Север — Юг не только делает Россию недосягаемой для санкций, но и создает прямую конкуренцию торговым путям через Суэцкий канал, а это серьезная заявка на переориентацию части мировых грузоперевозок. В любом случае эти проекты непосредственно влияют на перспективы экономической интеграции между странами Центральной Азии и Южного Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Другие конкурирующие планы, которые связаны с транспортными и энергетическими проектами в направлении европейских стран, хотя и сохраняют актуальность, но, по всей видимости, отойдут на второй план в ближайшее время. Транспортные и энергетические артерии будущего мира напрямую связаны с Евразией и будут определяться стабильностью и безопасностью общественно-политических процессов на евразийском пространстве.
Новая система безопасности
Ответ на вопрос, как и где будет проходить формирование нового мирового порядка, очевиден — новые правила, несомненно, будут определяться в Евразии. Ведь именно там сейчас проходят одни из самых драматичных событий со времен Второй мировой войны — развязанный коллективным Западом военный конфликт на Украине, в котором России противостоит весь блок НАТО, уже служит историческим водоразделом, после которого возврат к прежним отношениям между Россией и Западом невозможен. Несмотря на неопределенность сроков окончания военных действий на Украине, очевидно, что мирные переговоры будут проходить не только на фоне "обломков" украинской государственности, но и в условиях полностью деградировавшей системы европейской безопасности с ее политическими институтами и структурами безопасности — НАТО, ЕС и ОБСЕ, которые имеют весьма туманные перспективы для дальнейшего функционирования в прежнем качестве.
В свое время Европа и Запад в целом не захотели интегрировать Россию в европейскую систему безопасности, а также отказались от создания новой общеевропейской системы безопасности, которая бы учитывала общие интересы. Очевидно, что в обозримом будущем Европе придется самой пытаться найти общие подходы к теперь уже евразийской системе безопасности, которую Россия готова формировать совместно с теми, кто в ней заинтересован. В частности, в недавнем обращении к Федеральному собранию Путин выразил готовность работать над формированием нового контура "равной и неделимой безопасности Евразии" на основе предметного взаимодействия с различными странами и объединениями. При этом сформированная уже сейчас система безопасности на евразийском пространстве, опирающаяся на военные возможности ОДКБ и более широкий спектр решения вопросов безопасности в рамках ШОС, может рассматриваться как модель формирования новой организации уже в рамках Евразии, включая те самостоятельные страны Европы, которые захотят быть ее участниками.
Следующие шесть лет, несомненно, будут иметь критически важное значение как для самой России, так и для ее союзников и партнеров. Масштабные проекты и преобразования в Евразии в областях торговли, экономики, транспорта и энергетики, политического диалога и культурного обмена, обещают быть самыми интенсивными и динамичными за последние десятилетия. Этот период будет важен и для всего мира, ведь именно позиция России относительно формирования новых правил в области международной экономки, торговли и финансов, а также военно-политического диалога может иметь ключевое значение для безопасности и стабильности в глобальном масштабе.