Дипломатия лицемерия
В этом году ситуация на Ближнем Востоке остается напряженной — как на фоне продолжающейся военной операции Израиля в секторе Газа, так и в связи с обменами военными ударами между Израилем и Ираном. В начале апреля Израиль ракетным ударом разрушил консульство Ирана в Дамаске, что привело к жертвам среди дипломатов и высокопоставленных военных. В ответ Иран выпустил беспрецедентное количество беспилотников и ракет по военным целям уже на территории Израиля. По данным американских СМИ, в ночь на 19 апреля Израиль нанес "ограниченный" ответный удар по объектам на территории Ирана. Иранское госагентство IRIB передавало, что в ряде провинций страны системы ПВО сработали на подлет беспилотников. При этом три иранских чиновника подтвердили New York Times, что целью ударов была авиабаза под Исфаханом.
Вероятность разрастания конфликта в региональном и даже мировом масштабе чрезвычайно высока, и это стало поводом для созыва уже второго заседания Совета Безопасности ООН по разрешению конфликтной ситуации между Израилем и Ираном.
"Парад лицемерия и двойных стандартов" — цитата из выступления постоянного представителя России при ООН Василия Небензи на заседании Совбеза в связи с атакой Ирана на Израиль в принципе применима ко всем заявлениям западных дипломатов в стенах ООН после 1991 года. Убежденность в быстром достижении заветных целей мировой гегемонии практически в одночасье перечеркнула общее взаимопонимание, которое присутствовало на заседаниях СБ ООН даже в самые критические периоды холодной войны. Сейчас лицемерие и двойные стандарты — это визитная карточка всей западной дипломатии.
Россия остается одной из немногих стран Совета Безопасности ООН, которая до сих пор знает, для чего создавался этот важнейший орган глобальной безопасности, и все еще придерживается целей и принципов устава этой организации. Непредсказуемые последствия дальнейшей эскалации ирано-израильского конфликта могут затронуть все государства, чьи интересы прямо или косвенно сосредоточены на Ближнем Востоке. Казалось бы, этого более чем достаточно для активного участия всех членов СБ ООН в разрешении кризисной ситуации. Однако западные делегации по обыкновению используют витиеватые отговорки для оправдания своего бездействия, поощряя безответственные действия Израиля еще с начала его военной операции в секторе Газа в прошлом году, не говоря уже о фактическом поводе для войны после нападения на иранскую дипломатическую миссию.
Кому нужен нестабильный Ближний Восток?
Конфликтный потенциал Ближнего Востока неисчерпаем до тех пор, пока не будет реализовано законное право палестинцев на создание собственного государства на всех национальных территориях, и это включает Западный берег реки Иордан с Восточным Иерусалимом, а также сектор Газа. Формально Запад в лице США, Великобритании и ЕС не против палестинской государственности, но все это сопряжено с большим количеством формулировок о гарантиях безопасности для Израиля и бесконечным "изучением этих возможностей со всеми партнерами". Образования палестинского государства не хочет Израиль, и США говорят, что ничего не могут с этим поделать. Но, скорее всего, они делают вид, что никак не могут повлиять на израильское руководство, хотя высокий уровень взаимодействия американского и израильского политического истеблишмента позволяет говорить о наличии у них общих региональных и глобальных целей.
Война как гарантия существования
Израилю в состоянии мира существовать очень трудно. В этом случае он быстро скатывался до бесконечных внутриполитических кризисов и разборок. Война и конфликт — это главный стимул существования Израиля и оправдание его дальнейшей экспансии: расширение поселений на западном берегу реки Иордан, чудовищная война и геноцид мирного населения сектора Газа. Но в последних событиях в Газе даже близким партнерам Израиля становится все труднее оправдывать агрессию против мирного населения, и прежде всего перед гражданами своих же стран. Военные провокации против Ирана — это попытка сместить акценты карательной операции Израиля в Газе в надежде на переключение внимания международного сообщества, прежде всего на Иран, который занимает самую непримиримую позицию как по отношению к Израилю, так и по решению палестинской проблемы.
Персидская настойчивость в неприятии израильской оккупационной политики действительно является препятствием для планов США и Израиля на Ближнем Востоке. Не исключено, что для еще большего накала страстей после неудачной попытки разыграть из себя жертву ракетного удара Ирана Тель-Авив начнет раскручивать козырь "иранского ядерного оружия", которое "вот-вот может появиться" и стать чрезвычайной угрозой международному миру и стабильности. Поразительно, что при всей очевидности подобного сценария коллективный Запад может на это пойти, поскольку только состояние конфликта, отвлекающего ресурсы конкурирующих ему сил, позволяет хоть как-то сохранять прежние стратегические преимущества в погоне за мечтой о глобальном доминировании. К сожалению, интенсификация конфликтов в разных регионах мира прямо по периметру евразийского пространства говорит о том, что в ближайшее время общая международная ситуация будет оставаться сложной и напряженной.
Центральная Азия и Ближний Восток
В связи с угрозой дальнейшей эскалации конфликта на Ближнем Востоке страны Центральной Азии, в том числе Кыргызстан, выступили с призывом к сдержанности и решению разногласий исключительно дипломатическим путем.
Ряд аналитиков уже начали рассматривать влияние этой ситуации на отношения Израиля с государствами Центральной Азии, однако прогноз для этой страны неутешителен. Начиная с военной операции в секторе Газа в странах ЦА были отмечены небывалая солидарность с народом Палестины и осуждение израильской политики геноцида мирного населения. Ранее Израиль рассматривал ЦА как пространство мусульманского мира, где сформировался относительно благоприятный для него режим и где палестинская проблема не влияет на отношения со странами региона. И он использовал это в полной мере, поставив задачу всячески препятствовать активной политике Ирана в ЦА, обвиняя его в поддержке терроризма и пугая последствиями тесных политических и экономических отношений с ним. Тем более и международный режим санкций в отношении Тегерана способствовал этому.
Теперь ситуация кардинально изменилась. Вряд ли можно будет говорить о позитивном имидже Израиля в странах Центральной Азии и рассуждать об активном участии этой страны в делах региона. Напротив, Иран сейчас имеет все перспективы стать одним из важных торгово-экономических, политических партнеров региона с большими перспективами в области новых транспортных и энергетических путей для стран ЦА. Не говорю уже о том, что Иран является членом ШОС, подписал соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС, а также имеет стратегические и партнерские отношения с Россией и КНР. Будет значительным упущением для Ирана, если он не сможет воспользоваться открывающимися для него возможностями в регионе.
Исторические трансформации
Тревожные перспективы появления новых зон дестабилизации в Евразии могут стать серьезным и долгосрочным вызовом для всех стран евразийского пространства. К примеру, опрометчивые действия Армении на Южном Кавказе, которые ведут к негативным изменениям общего пространства безопасности ОДКБ, формирование угроз терроризма и экстремизма у границ Центральной Азии, а также рост напряженности на Дальнем Востоке, где США и их союзники обостряют ситуацию на Корейском полуострове и в Тайваньском проливе — это уже комплексная угроза России, Китаю и Северной Корее. При этом, хотим мы того или нет, страны Центральной Азии, находясь в сердце Евразии, уже являются частью серьезных геополитических вызовов и трансформаций.
Сотрудничество стран Евразии и подключение к этим процессам государств мирового большинства способствует искреннему стремлению государств к построению более справедливого и многообразного мирового порядка как ответа на современные угрозы и вызовы, которые идут от коллективного Запада. Его политика двойных стандартов изначально была призвана уничтожить современную систему международного права, которая выстрадана многовековой историей войн и конфликтов, а также похоронить ООН как ненужный механизм, который мешает гегемонии США и их союзников. В противоположность этому мировое большинство выступает за сохранение ООН как ключевого института многостороннего сотрудничества и координации мировой политики на принципах уважения суверенного равенства всех стран.
Сейчас две страны являются одновременно причиной серьезного мирового кризиса и предвестниками глобальных исторических трансформаций — это Украина и Израиль. Они выступают в качестве авангарда западной политики окончательного слома системы международного права, устоявших норм и практики международных отношений, где во главу угла поставлен главный принцип — принцип двойных стандартов. Согласно ему, одним позволено все, другим — ничего, а если и можно, то только с их разрешения. Таковы правила мира, по которым, по мнению стран Запада или "золотого миллиарда", должна функционировать система международно-политических отношений. Естественно, что международное большинство это принять не может.
Очевидно, что в процессе трансформации мирового порядка государственность Украины претерпит серьезные изменения, и в этом следует винить только политический режим этой страны и ее западных союзников. Но не менее интересной может быть судьба Израиля, которому на фоне упадка влияния Запада и формирования новых форм взаимодействия многополярного мира придется адаптироваться и как-то выживать во все еще враждебном окружении стран мусульманского мира. Представляется, что появление палестинского государства на карте мира и реализация законных прав палестинцев станут одним из главных признаков восстановления исторической справедливости в новом мире.