Радио Sputnik Кыргызстан

"Мы помним прошлое по-разному" — эксперты о борьбе за историческую память

Почему сегодня память человека изучается не только с точки зрения физиологии , но и социально-философских наук? Как память людей сегодня атакуют фейки и через какие инструменты воздействуют на формирование памяти молодежи? Об этом рассказали специалисты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан гости рассказали о главных темах восьмой международной научно-практической конференции "Россия и мир: диалоги-2024. Силы притяжения". Одна из сессий прошла в Бишкеке.
По словам Дениса Артамонова, доцента кафедры теоретической и социальной философии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, в центре внимания была политика памяти.
"Есть самые разные формы коллективной памяти, потому что мы помним прошлое по-разному. Есть какие-то моменты памяти в прошлом, которые нас всех объединяют, а есть представления о прошлом, которые пытаются нас разъединить. Поэтому важно понимать? как же формируются воспоминания о прошлом",— подчеркнул он.
По словам Лидии Сидоровой, заместителя завкафедрой стратегических коммуникаций государственного управления Дипломатической академии МИД России, в вопросе исторической памяти очень важно понимать ответственность каждого из нас. Люди формируют свои воспоминания, потому что это потребность человека, это позволяет ориентироваться в текущей ситуации и принимать решения.
Заместитель завкафедры стратегических коммуникаций государственного управления Дипломатической академии МИД России Лидия Сидорова
"Но чем более "бледны" воспоминания, чем они эмоционально менее заряжены, тем легче переключать воспоминания даже "с плюса на минус". То есть такие качели в человеческом сознании возможны. Они как раз сопровождают эпохи серьезных исторических перемен. Это очень тяжело, и происходит такое, например, когда рушится строй. У нас были одни идеалы, а потом нам отовсюду начинают рассказывать, что мы были якобы не правы, ошибались. И вот случается перестройка внутри человеческого сознания, перепрошивка мировоззрения. И здесь важно, насколько крепка была вера в те первоначальные воспоминания, насколько человек устойчив к такого рода переменам, чтобы его "не подкосило",— рассказала она.
Денис Артамонов также рассказал, что влияет на восприятие прошлого нашей сегодняшней молодежью. Это происходит в цифровой среде и инструментов воздействия на коллективные представления о прошлом много.
"Вы не представляете, насколько огромно количество исторических интернет–мемов. Они формируют представление о прошлом у новых поколений, но и естественным образом искажают его. Мем должен давать эмоции, а о достоверности речь идет далеко не в первую очередь. То есть многие из них фейковые. Раньше, чтобы сфальсифицировать историю, надо было создать исторический источник — памятник, дощечки, таблички какие-то поддельные, бумагу состарить. А теперь вы у себя на сайте выкладываете информацию, подкрепляете какими-нибудь картинками и вот, пожалуйста, у вас новый исторический источник. А дальше подхватили СМИ. Компьютерные игры в плане переиначивания истории — особенно интересная вещь. Например, есть игры о Второй мировой войне, которые запрограммированы так, что если ты играешь за Советский союз, ты не можешь выиграть. Формируется у вас таким образом какое-то представление о прошлом? Конечно. И потом мы удивляемся, что европейские и американские школьники считают, что это США победили во Второй мировой войне",— объяснил Артамонов.
Сидорова добавила, что здесь также работает принцип "правды-полуправды".
"Нельзя же сказать, что Америка проиграла во Второй мировой войне. Нельзя. Значит, выиграла. А все остальное — союзники, восточный фронт и прочее, уже неважно. Память устроена таким образом, вот этим механизмом заинтересованные стороны и пользуются. Взять тот же пример с полетом первого человека в космос. Как космонавт на английском? Астронавт. Западная пресса пишет, что 12 апреля в 1961 первый астронавт полетел в космос. Это правда. Но имени в заголовке нет. А американские школьники как воспринимают эту информацию? Астронавты же — это американцы, и они активно летают в космос. Поэтому для них само собой разумеется, что это американец первым полетел. Недоговаривание, интерпретация играют роль. Неважно что случилось, важно как об этом рассказали",— подчеркнула она.