БИШКЕК, 14 июн — Sputnik. Бишкек, Пекин и Ташкент для реализации проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан создадут совместную проектную компанию (СПК). Об этом говорится в соглашении между странами, которое подписано 6 июня. Сегодня кабинет министров КР внес документ в парламент страны на ратификацию.
Согласно законопроекту, опубликованному на сайте Жогорку Кенеша, в целях реализации СПК создадут на территории Кыргызстана, а для обеспечения ее деятельности доли в уставном капитале распределят между тремя странами. В соглашении указаны уполномоченные организации трех стран, которые займутся его реализацией по вопросам в сферах коммерции, технологий, финансирования, инженерного строительства и эксплуатации.
Так, от китайской стороны это компания China Railway International при госкорпорации "Китайские железные дороги", от Кыргызстана — госпредприятие "Национальная компания "Кыргыз темир жолу", от Узбекистана — акционерное общество "Узбекистон темир йуллари".
"Китайская сторона или ее дочерняя компания-холдинг получит 51 процент, а кыргызская и узбекская стороны по 24,5. Вышеупомянутые организации сторон вносят капитал для формирования уставного капитала СПК по вышеуказанным долям", — говорится в соглашении.
Также в документе указан маршрут железной дороги, проходящий через три страны: Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан.
Координацией выполнения соглашения от Кыргызстана и Узбекистана займутся министерства транспорта, а от Китая — Госкомитет по делам развития и реформ.
Также:
китайская сторона несет ответственность за строительство соответствующего участка железной дороги на территории КНР, соединяющегося с участком на территории КР, в синхронном и слаженном режимах;
кыргызская сторона несет ответственность за своевременное выполнение работ по оценке социального влияния и воздействия на окружающую среду, охрану памятников культуры, обеспечение безопасности, а также за работы по землеотводу, сносу объектов и переселению на земельных участках, необходимых для реализации проекта, за свой счет;
кыргызская сторона предоставляет поддержку и удобные условия на земельных участках для строительства, использования местных строительных материалов, электроснабжения и водоснабжения, в выдаче разрешений на пребывание и освобождает от получения разрешения на работу для китайского и узбекского персонала, импорта товаров для проекта, а также в работе, связанной с банковскими счетами и обменом валют;
на территории КР на период предпроектных, проектных, строительно-монтажных, пусконаладочных и эксплуатационных работ кыргызская сторона освобождает строительную технику, оборудование, механизмы, ТС, строительные и другие необходимые для реализации проекта материалы, по перечню, представленному СПК, рассмотренному и утвержденному уполномоченным органом КР, от таможенных и налоговых платежей при их ввозе в республику и вывозе из нее;
стороны договорились, что уполномоченная организация КНР несет ответственность за выполнение работ по проектированию, закупкам, строительству и другим основным работам. При наличии квалификации, возможностей и эффективного контроля себестоимости предприятия КР и РУз могут участвовать в частичных субподрядных работах;
решение весьма важных вопросов, касающихся ТЭО и планов финансирования, требует участия каждой стороны;
конфиденциальная информация, касающаяся данного соглашения или вытекающая из него, не подлежит разглашению без предварительного письменного уполномочия сторон;
все споры и разногласия, возникающие между сторонами при выполнении или толковании положений соглашения или в связи с ним, решаются путем переговоров и консультаций между сторонами;
документ вступает в силу с даты, согласованной сторонами, после получения каждой из них письменного уведомления от других участников соглашения;
соглашение заключается на 5 лет и будет автоматически продлеваться на следующие 5 лет, если ни одна из сторон не направит двум другим участникам письменное уведомление о намерении расторгнуть его не менее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.
Напомним, переговоры о строительстве железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан, Иран и Турцию ведутся почти 20 лет. Пропускная способность магистрали, предполагается, составит от 7 до 13 миллионов тонн грузов в год. Кыргызстан рассчитывает, что 80 процентов из них придутся на транзит, 20 процентов — на грузы непосредственно в и из республики. Ориентировочная стоимость строительства — 4,7 миллиарда долларов.