ПМЭФ-2024

ЦА как новый центр принятия решений — чем важен питерский форум для стран региона

Можно ли рассматривать Центральную Азию как точку роста в новом миропорядке и каким будет регион — разрозненным или выступит как единое целое? Об этом, а также о роли ПМЭФ-2024 в международной безопасности размышляет колумнист Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Площадка свободного мира

В России успешно прошел Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), который в этом году побил рекорды прошлых лет по количеству международных делегаций, уровню представительства, числу заключенных соглашений и сумм подписанных контрактов. Форум, прошедший под лозунгом "Основа многополярного мира — формирование новых точек роста", стал самым главным экономическим и политическим событием для большинства стран мира, которые хотят быть свободными в выражении своей суверенной воли и участвовать в формировании новых форм международного сотрудничества и взаимодействия.
В последние два года Россия столкнулась со сложностями экономического, военного и международно-политического характера, успешное преодоление которых стало серьезным испытанием для государства и общества, а также проверило на прочность ряды стратегических союзников и партнеров. Тем не менее география участников форма растет, расширяется и его содержательная повестка, а также значимость для будущего развития мировых экономических процессов, в которых роль России, Китая, Индии, Бразилии игнорировать невозможно. Тем не менее, понимают это на Западе или нет, но международный форум в Петербурге — это уже признанная площадка для диалога свободных либо стремящихся к свободе стран.
Несомненно то, что большая часть мирового сообщества давно стремилась к освобождению от западной финансовой и торгово-экономической системы, в которой санкции и политически мотивированные ограничения выступали в качестве главного механизма контроля и наказаний. Однако только у России оказалось достаточно воли и сил инициировать процессы преобразования мирового экономического и политического порядка. Но они невозможны без укрепления суверенитета на "государственном, ценностно-культурном и экономическом уровнях", а также без обеспечения комплексной и всесторонней безопасности государства — отдельно либо как части международной системы. Возможно, поэтому на петербургском форуме вопросы экономики, геополитики, безопасности и формирования нового мирового порядка были органично связаны между собой в выступлениях президента России Владимира Путина и заявлениях участников мероприятия.

Экономика и безопасность

Столь масштабное событие международной жизни не могло пройти без пристального внимания англосаксонского мира, который традиционно избирателен и предвзят в трактовке тех или иных событий. Один из главных идеологических мифов западного информационного пространства о "политической и экономической изоляции России, имеющей катастрофические последствия для страны", постепенно сменяется на новый — "Россия угрожает миру применением ядерного оружия". Нельзя сказать, что об этом не говорили с самого начала конфликта на Украине, но когда решился вопрос передачи новых видов вооружения украинскому режиму и было дано разрешение использовать его для ударов по российской территории, "угроза массового уничтожения человечества со стороны России" стала самой тиражируемой выдумкой западных СМИ.
Путин, пожалуй, является единственным главой государства в мире, который не только открыт для откровенного разговора с зарубежной прессой, но и не исключает, что этот диалог может приобретать острые и весьма откровенные формы. Так и в этот раз уникальный для практики международных отношений диалог президента России с главами зарубежных информационных агентств превратился в системный и методичный ликбез преимущественно для западной аудитории по наиболее важным вопросам российской и мировой политики, включая вопросы международной безопасности и угроз применения ядерного оружия. Трудно спрогнозировать, насколько западные агентства смогли донести посыл президента до аудитории своих стран об отсутствии у России намерения применить ядерное оружие, нежелании полномасштабной войны со странами НАТО, а также о возможности нанесения асимметричного удара в ответ на применение дальнобойного оружия по территории РФ. Традиционно Путин говорил о мире, но, к сожалению, эти слова на Западе намеренно представляют иначе — как "угрозу миру".
Дальнейшая эскалация конфликта на Украине со всей очевидностью проглядывается в намерениях стран НАТО сделать поставки вооружения Киеву обязательными, о чем недавно заявил генсек альянса Йенс Столтенберг на пресс-конференции в Брюсселе. А значит, "российская угроза миру" станет также обязательной преамбулой многих статей о России в ближайшее время, формируя столь нужные для поддержки курса войны общественные настроения. По крайней мере до тех пор, пока на Западе не придумают, как передать Украине прибыль от замороженных российских активов без последствий для международных финансовых обязательств с другими странами. Этот вопрос будет одним из самых важных для обсуждения на саммите "Большой семерки" в Италии. Однако именно по этой причине ПМЭФ, а также другие альтернативные западной экономической системе площадки для диалога будут приобретать все большую популярность у мирового большинства. Запад отчетливо транслирует всему миру, что он в любую минуту может изменить правила игры в свою пользу.
ПМЭФ-2024
Центры мирового развития смещаются в Азию, России надо быть ближе к ним — Путин

Новые центры развития

Россия, Китай, Индия и другие страны мирового большинства отрицают идею единоличной гегемонии одного государства либо группы стран. Взамен они предлагают более гармоничный порядок, основывающийся на функционировании сразу нескольких центров либо точек роста и развития, что автоматически предполагает стремление договариваться и совместно вырабатывать общие правила — торгово-экономические, политические и в сфере обеспечения безопасности.
Несмотря на теоретический характер этих тезисов, они, тем не менее, уже реализуются. В первую очередь — торгово-экономические возможности БРИКС, особенно с учетом расширения этой организации, на которую уже приходится две трети мировой экономики. При этом на петербургском форуме обсуждались новые пути построения независимой системы международных финансовых операций, цифровой экономики, а также транспорта и коммуникаций — все это войдет в повестку саммита БРИКС, который пройдет в Казани. Другие интеграционные образования — ЕАЭС, АСЕАН, Африканский союз, Меркосур (в Латинской Америке) — и есть уже реализованные на практике новые центры экономического развития.

Будущее Центральной Азии

Можно ли рассматривать в этом контексте Центральную Азию как точку роста нового, прежде всего мирового экономического порядка? Этого исключать не следует, тем более что ЦА находится под влиянием сразу нескольких взаимодополняющих экономических процессов в рамках ЕАЭС и в контексте инициативы Китая "Пояс и путь", которые вместе образуют Большое евразийское партнерство. Разумеется, страны ЦА, даже если бы захотели, не могут оставаться в стороне от тектонических преобразований евразийского и мирового экономического пространства. Но в таком случае встает вопрос уже другого характера: ЦА будет участвовать в этих процессах как разрозненная группа стран, относящаяся к этому региону, либо как цельное, региональное, глубоко интегрированное торгово-экономическое, транспортное, энергетическое пространство? Ответ очевиден — притча об ивовых прутьях, которые легко сломать по одиночке, известна всем.
Не исключено, что консультативная встреча стран Центральной Азии в Астане, намеченная на август этого года, может стать новым этапом развития не только региональной интеграции, но и повышения субъектности ЦА в международных отношениях как одного из наиболее динамично развивающихся регионов мира — нового центра экономического развития более гармоничного мирового порядка.
ПМЭФ-2024
О ядерной доктрине и тактике России в зоне СВО — главное из речи Путина на ПМЭФ