План продолжения войны в центре Европы не покидает умы западных политиков, а их желание "нанести стратегическое поражение России" за счет населения, территории и ресурсов Украины приобретают более жестокие формы. Разрешение использовать поставляемое Западом оружие по целям на территории РФ создает предпосылки для более масштабного военного конфликта на всем Европейском континенте. К сожалению для самой Европы, такие перспективы ставят ее в аналогичное с Украиной положение. США просто пожертвуют европейскими странами ради ведения опосредованной войны против России. Предполагают ли вассальные отношения Соединенных Штатов и Евросоюза жертвенность во имя чужих целей, точно не ясно, однако пока за эти цели страдает украинский народ.
Коллективное отрицание мира
В свою очередь Россия вновь предлагает мирное решение военного конфликта, спровоцированного Западом, в надежде остановить кровопролитие и начать постепенный процесс признания новых геополитических реалий, а также неизбежности мирного сосуществования двух братских народов. Президент Владимир Путин во время встречи с руководством МИД РФ выступил с конкретными предложениями о мире, которые остаются неизменными в части нейтрального, внеблокового и безъядерного статуса Украины, а также ее демилитаризации и денацификации. Тем не менее "на земле" призыв к миру отражает те самые "новые геополитические реалии", из которых Украине и ее западным союзникам придется исходить для достижения мира, — вывод войск из четырех новых регионов России в их административных границах.
Реакция западных стран и Украины на мирные предложения предсказуема: они отрицают любые возможности компромисса с Россией, продолжая выдвигать нереалистичные требования о выводе войск как условие для начала мирных переговоров. Хотя в самом украинском обществе на фоне массовой мобилизации и всеобщей усталости от военного конфликта давно зреет желание признать существующую реальность и начать любые переговоры, которые помогут остановить военные действия. Но проблема в том, что коллективному Западу не нужен мир на Украине и постоянно расширяющийся военный конфликт на ее территории рассматривается как возможность наконец-то "победить Россию".
"Историческое слабоумие" европейских политиков, не желающих помнить ошибки прошлого, может привести к последствиям глобального масштаба. Однако в пожаре новой мировой войны Европа не только пострадает первой, но и может вовсе исчезнуть. Старый свет нуждается в мире, это подразумевает как завершение конфликта на Украине, так и нормализацию отношений между Россией и странами Запада. Но, пожалуй, не меньше он нуждается в новой генерации европейских (и в целом западных) политиков, которые будут понимать важность мирного сосуществования. Дефицит таковых, не говоря уже об отсутствии легитимности у руководства Украины (президентский срок Владимира Зеленского истек в мае), можно расценивать как главное препятствие на пути к долгосрочному и приемлемому для всех миру.
Когда-то выдающиеся политические деятели — французский президент Шарль де Голль и немецкий канцлер Конрад Аденауэр — видели внешнюю политику Европы более свободной и независимой от воли США. Политическая же деградация и утрата внешнеполитической самостоятельности двух ключевых европейских государств — неслучайные и взаимозависимые процессы, ставшие результатом целенаправленной деятельности Вашингтона. Сегодня именно Германия и Франция являются ярыми сторонниками войны с Россией, толкая Европу в огненную пропасть.
"Военный саммит мира"
Итоговое коммюнике так называемого "саммита мира" в Швейцарии практически не содержало конкретных предложений о достижении мира на Украине, за исключением упоминания приверженности Уставу ООН, вопросов безопасности ядерной энергетики и недопустимости применения ядерного оружия, продовольственной безопасности и обмена пленными. В целом этот саммит можно считать дипломатическим лицемерием, поскольку Украина сама никогда не придерживалась и не собирается придерживаться выдвинутых на нем "условий мира". К примеру, еще долго будет не ясно, как регулярные обстрелы украинскими военными Запорожской АЭС содействуют ядерной безопасности.
В остальном подписавшие коммюнике 78 государств признали, что "достижение мира требует участия всех сторон", и отметили, что будут принимать меры для их привлечения в будущем. Но упомянуть при этом Россию собравшиеся так и не смогли. Хотя многие выступавшие отмечали, что без участия РФ обсуждение перспектив мира на Украине невозможно. Как результат — стороны допустили возможность участия Москвы в следующем саммите. При этом очевидно, что участники саммита не могут знать, в каком положении будет Украина к моменту проведения второй конференции, да и Россия пока не знает, какие условия на "земле" будут рассматриваться ею в качестве основы для новых мирных предложений. Однако не приходится сомневаться, что условия эти изменятся.
Тем не менее большинство стран мирового сообщества изначально не видели перспектив данного саммита с точки зрения достижения мира. Особенно если учесть, что его целью было не прекращение, а продолжение войны. До мероприятия и во время него украинская делегация активно обсуждала с западными партнерами новые поставки вооружения и расширение военной помощи.
А если судить о международной поддержке этой конференции, то Киев возлагал большие надежды на "голос глобального Юга", наивно полагая, что мировое большинство будет восприимчиво к попыткам украинского режима изображать "жертву агрессии". И Юг, и Север понимают природу агрессивной политики Запада, и роль Украины в этом далеко не так безобидна, как пытаются представить организаторы саммита. Тем более что коммюнике подписали 78 стран-участниц из 91, а через несколько дней Иордания, Ирак и Руанда, одумавшись, отозвали свои подписи под документом. Центральноазиатские государства отреагировали на саммит в ленивой и обыденной манере — они просто не участвовали.
В целом швейцарская "мирная конференция", конечно, стала крупным дипломатическим провалом с точки зрения расширения международной поддержки Украины и уровня представительства. Об этом говорит и тот факт, что некоторые западные страны отправили на саммит руководителей среднего звена. Однако главным и вполне прогнозируемым результатом заседания стало то, что ключевые государства Запада — США, Великобритания, Канада, Япония, Германия и Франция, — а также некоторые другие намерены не просто поддерживать Украину, но и подталкивать ее к дальнейшему усугублению конфликта, вновь пытаясь понять, какие меры готова принять Россия для обеспечении своей стратегической безопасности в Европе.
Континентальный ответ
Агрессивная политика Запада, направленная на игнорирование вопросов безопасности РФ и получившая яркое выражение в виде расширения НАТО на восток, привела не только к военному конфликту на Украине. Она привела и к окончательной утрате Россией доверия к европейским институтам безопасности и целому ряду договоренностей в этой сфере. Сравнительно недолго просуществовавший Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) как краеугольный камень европейской безопасности стал достоянием истории именно благодаря действиям НАТО. К слову, они никогда и не планировали его соблюдать, в то время как Москва окончательно вышла из соглашения только к 2023 году. Сегодня Россия, формально оставаясь членом ОБСЕ, возможно, уже не видит никакого смысла в этой организации, хотя о выходе из нее речи пока не идет. Однако предложение о приостановке участия в деятельности Парламентской ассамблеи ОБСЕ, с которым выступил председатель Госдумы Владимир Володин, кажется более чем логичным.
Дальнейшая деградация европейской безопасности заставляет Россию искать ответы в другой части Евразии. Кремль понимает, что разговаривать на Западе о будущем мира попросту не с кем. И президент Владимир Путин неоднократно об этом говорил, отмечая, что Москва готова предметно обсуждать вопросы формирования евразийской системы безопасности не только со странами СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, но даже с государствами Европы и НАТО, "когда они будут к этому готовы". Причем, по мнению российского лидера, страны и регионы Евразии должны сами определить области сотрудничества в сфере безопасности, выстроить систему работающих институтов, механизмов и договоренностей.
Очевидно, что предметное обсуждение общей евразийской системы безопасности возможно даже в условиях продолжающегося конфликта на Украине, поскольку в данном случае инициатива во всех отношениях исходит от Евразии. Достижение мира на Украине неизбежно, как неизбежно и формирование нового режима безопасности — либо отдельно в Европе, либо в целом в Евразии.