ШОС, БРИКС, СНГ и ОДКБ — эксперты о том, кто обеспечит безопасность в Евразии

Миропорядок, установившийся после Второй мировой войны, стремительно рушится. Эксперты размышляют над тем, кто в этих условиях сможет обеспечить мир и развитие в Евразии.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В беседе на радио Sputnik Кыргызстан кандидат наук, аналитик, доцент кафедры политологии, академик Российской академии естественных наук Мурат Суюнбаев, системный аналитик, кандидат наук Бакыт Саипбаев и медиаэксперт, политический обозреватель Таалай Ороскулов обсудили ситуацию в мире и попытались найти ответ на вопрос, кто обеспечит безопасность в Евразии.
Мурат Суюнбаев: Сегодня роль ОДКБ в условиях мирового кризиса и переформатирования геополитического мироустройства повышается. Еще лет пять назад звучали мнения, что это не очень эффективная организация, но январские события в Казахстане показали, что это не совсем так. Что касается Армении, то там возможности ОДКБ не были задействованы, так как Пашинян признал Нагорный Карабах азербайджанским.
Но тут вопрос в другом. Все эти конфликты малой и средней интенсивности говорят о том, что дело идет к третьей мировой войне. Разумеется, суммарный бюджет стран НАТО и стран ОДКБ несоизмерим. Хотя, конечно, грамотное распределение средств показывает, что это можно компенсировать, но не до бесконечности. Думаю, что перед угрозой глобального конфликта ОДКБ не мешало бы нарастить "жирка и мускулов".
Конечно, возможен вариант, что появится какая-то другая организации по безопасности в Евразии, но я не вижу, кто мог бы это сделать, так как сейчас идет масштабное переформатирование миропорядка.
Кандидат наук, аналитик, доцент кафедры политологии, академик Российской академии естественных наук Мурат Суюнбаев
Так, ШОС пока не признает себя военно-политическим блоком, хотя периодически заявляет о мерах по борьбе с терроризмом, преступностью и международным криминалом. По сути, это факторы, обеспечивающие правопорядок, а не военную безопасность. Возможно, если возникнет серьезная угроза для стран ШОС, будут предприняты какие-то попытки консолидации и в этом вопросе.
В рамках СНГ можно было бы также решать вопросы безопасности, но Содружество было создано не для этого — оно призвано решать вопросы цивилизованного "развода" стран бывшего СССР. И хотя в последние годы все уже махнули рукой на СНГ, сегодня у объединения открывается второе дыхание. Да, пока идут непонятные процессы и высок уровень неопределенности, но, возможно, Содружество может стать площадкой, где будет обсуждаться евразийская безопасность.
Есть еще БРИКС, которая объединила страны глобальных Юга, Востока и Севера и пока выглядит как геополитический блок. И хотя это не блок НАТО, но организация немного похожа на "Большую семерку", где обсуждают не только экономические вопросы. Думаю, и в формате БРИКС может встать вопрос обеспечения безопасности.
Возьмем также инициативу "Один пояс — один путь". Да, пока это только в формате саммита, но, как известно, общие интересы всегда нуждаются в защите, и в этом формате тоже может встать вопрос обеспечения безопасности. То есть существует вероятность, что в какой-то момент страны — участницы саммита, как ШОС и БРИКС, войдут в организацию с исполкомом, секретариатом, уставом и будут решать разные вопросы, в том числе по безопасности.
Системный аналитик, кандидат наук Бакыт Саипбаев
Бактыбек Саипбаев: Мы живем в очень интересную эпоху трансформации, и, естественно, будут угасать какие-то организации и появляться новые. ВТО, ООН и даже ВОЗ все чаще подвергаются критике за то, что "легли" под Запад. В этих условиях создаются предпосылки для формирования совершенно других принципов мироустройства.
Если говорить о региональной безопасности, то, на мой взгляд, ОДКБ сейчас действительно переживает кризис и должна доказать свою жизнеспособность. Связано это как раз с Арменией — это первый вызов для организации. Второй вызов — возможное обострение ситуации со стороны Афганистана. И ближайшее будущее покажет роль ОДКБ в обеспечении стабильности и безопасности в регионе, что, несомненно, повысит ее авторитет.
Что касается Шанхайской организации сотрудничества, то, напомню, она появилась как некий антипод Всемирной торговой организации, потому что все время подчеркнуто постулировалось, что это будет чисто торговая организация. Но я также согласен с тем, что, возможно, ШОС начнет приобретать какие-то военно-политические аспекты сотрудничества.
Что касается БРИКС, то очевидно, что организация была неким противопоставлением G7 и G22. Это клуб стран, выступивших против диктата коллективного Запада во главе с США. Но, возможно, БРИКС может стать основой новой авторитетной международной организации, которая придет взамен утратившей дееспособность ООН. И не случайно БРИКС активно расширяется и в нее вступает все больше государств с различных континентов. Как эта новая организация будет названа, какими полномочиями будет обладать, пока, конечно, непонятно.
Не исключено, что предпримут попытку реанимировать ООН, но тот факт, что БРИКС — это огромная территория, где проживает большая часть населения планеты, где сосредоточена большая часть мирового ВВП, играет значимую роль. Очевидно, что именно страны, входящие в БРИКС, будут формировать будущее мира.
СНГ, на мой взгляд, стало оживать в силу того, что активизировались силы, которые пытаются запустить проект сборки евразийских территорий. Некоторые почему-то называют этот интеграционный процесс "СССР — 2.0", но нужно твердо понимать, что в одну реку дважды не войти.
На самом деле сегодня идет естественный процесс создания большого евразийского пан-региона или зоны, и не более. Нам жизненно необходимо сформировать достаточную емкость рынка с населением 300-500 миллионов человек. Это экономическое требование для выживания отдельно взятого региона и создания самообеспечивающейся экономической системы. В ней будут единый общий рынок труда, товаров и система разделения труда между государствами. То есть зона будет обеспечивать себя всем необходимым, в том числе свою безопасность.
И тут как раз могут произойти, на мой взгляд, интересные процессы. Например, Иран и Турция очень заинтересованы в евразийской интеграции, так как в Европу их не возьмут, а на Ближнем Востоке, с учетом высоких угроз конфликтов, работать трудно. Поэтому с точки зрения экономической интеграции им придется присоединяться к евразийскому контуру. Отсюда вывод: интеграция в Евразии — это объединение рынков экономических интересов, ресурсов и сбыт своих товаров в общем регионе. Экономическая интеграция — очень прагматичная вещь, там не важно, мусульманин ты, христианин или буддист. Тут идеологическая составляющая просто отсутствует, то есть все разговоры о новом Советском Союзе не имеют никаких предпосылок.
Китай тоже не против интеграции в Евразию, хотя и продвигает свой проект "Один пояс — один путь". Но, как сказал Путин, евразийская интеграция не противоречит планам Китая, а стратегические интересы двух стран совпадают. То есть эти два проекта гармонично дополняют друг друга в плане развития транспортных коридоров и создания единого рынка Евразии.
При этом нужно особо отметить Афганистан, который также сейчас активно выражает желание войти в интеграционные проекты. А если эта страна будет развиваться, то существенно снизятся факторы, которые представляют угрозу безопасности в Центральной Азии и всей Евразии.
Медиа-эксперт, редактор-обозреватель Sputnik Кыргызстан Таалайбек Ороскулов
Таалайбек Ороскулов: Почему сейчас так активны ШОС и СНГ, почему такой интерес к ЕАЭС и БРИКС? Все это связано с процессами переформатирования миропорядка. Система договоренностей и правил в мире, создавшаяся после Второй мировой войны, стремительно рушится. МВФ представляет интересы только капитала, ВТО сильно дискредитировала себя с санкционной историей, стагнируют ООН, ВОЗ и другие институты.
Кроме этого, мир ждет мощный финансовый кризис, поэтому Запад в попытках сохранить доминирование фактически объявил войну за ресурсы. Именно поэтому он спровоцировал конфликт на Украине и обостряет ситуацию вокруг Тайваня, чтобы отрезать от Китая рынки Юго-Восточной Азии, поддерживает израильско-палестинский конфликт, так как в регионе есть огромные запасы углеводородов. Более того, он активизировал подрывную работу в постсоветских странах — на Кавказе, в Центральной Азии, чтобы дестабилизировать пространство вокруг России и Китая. И примеры разрушенных Ливии, Ирака, Югославии и многих других государств лишь подтверждают намерения Запада по завладению нашими ресурсами. Так, только недра Казахстана оцениваются примерно в 36 триллионов долларов. Я уже не говорю про Узбекистан и Туркменистан.
Очевидно, что на этом фоне пресловутая многовекторность начинает играть совсем другими красками и представляет для всех большую угрозу. И тут возникает вопрос: кто и как сможет обеспечить нам безопасность?
Что касается БРИКС, то у меня впечатление, что это игра всех стран объединения против гегемона и как только вследствие кризиса Соединенные Штаты перестанут быть мировым полицейским, организация потихоньку распадется на панамериканский, панафриканский и евразийский регионы. При этом появится и западноевропейский регион, в этих условиях Восточной Европе придется опять "мигрировать" к России.
По моему мнению, на площадке СНГ сегодня озвучиваются моменты, соответствующие философии справедливого мира, к которому стремятся страны глобальных Юга, Востока и Севера. И это не случайно. Да, мы все разбежались по национальным квартирам, но после 30 лет приходит понимание, что друг без друга мы не выживем. И обеспечить безопасность многомиллионного населения своих стран не так уж просто.
Мы обсудили почти все организации, но не отметили роль ЕАЭС в обеспечении безопасности в Евразии. Союз показал, что можно успешно работать, несмотря на некоторые барьеры. При этом с ЕАЭС заключили соглашения Иран, Вьетнам, Куба, а многие другие государства проявляют неподдельный интерес к сотрудничеству. Если говорить о единой евразийской экономической зоне, то тут модель ЕАЭС могла бы стать основой для нее. Вопрос в том, что для активизации и расширения интеграции сегодня экономических рычагов недостаточно и нужны уже политические решения. Конечно, ЕАЭС — не та организация, которая занимается ликвидацией экзистенциальных угроз, но, если происходит экономическая интеграция, возникают предпосылки для создания коллективной безопасности.
Очевидно, что вслед за экономической интеграцией будет расширяться и ОДКБ, так как сегодня это реальная оборонная система с собственной ПВО, которая просто нивелирует многие угрозы, в том числе со стороны Афганистана, северные провинции которого напичканы экстремистскими и террористическими группировками. Очевидно, в этих условиях Узбекистан может вновь стать членом договора, а также может влиться Туркменистан. Кроме этого, думаю, даже КНДР и Вьетнам будут заинтересованы в ОДКБ.
Новый миропорядок будет формироваться в Евразии — эксперт из Кыргызстана