Генеральный секретарь ООН Антонио Гуттериш совершил визит в Кыргызстан. Он и президент республики Садыр Жапаров, кроме прочего, обсудили вопрос стремления Кыргызстана стать непостоянным членом Совбеза ООН и реформу организации. После переговоров они провели неформальную встречу. Жапаров подарил Антониу Гутерришу комуз и ак калпак.
Центральноазиатское дежа вю
Страны Центральной Азии продолжают привлекать повышенное внимание мирового сообщества — в преддверии саммита ШОС в Казахстане в регионе находится Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, который начал турне с Узбекистана и Кыргызстана. Продолжит он его участием в саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане и завершит визитами в Таджикистан и Туркменистан. По мере того как эксперты соревнуются в определении истинных целей визита главы ООН, которые могут быть связаны со значимостью саммита ШОС, водными вопросами, транспортными проектами и международным терроризмом, следует заметить, что иногда отдельные события в международно-политической жизни необходимо воспринимать такими, какие они есть. К примеру, Гутерриш уже был в ЦА в 2017 году и также принимал участие в саммите ШОС, обсуждал воду, энергетику, терроризм и безопасность сразу после избрания на высокий пост. Все страны региона декларировали готовность принимать активное участие в обсуждении и решении этих вопросов, ООН же устами генерального секретаря выражала обеспокоенность в зависимости от степени сложности этих проблем.
Обеспокоенность за судьбу мира
Тем не менее в Кыргызстане генсек обратил внимание на ситуацию в Газе, где происходит "самый ужасный кризис, с которым столкнулся мир", если учитывать большое количество жертв среди мирного населения, и это по мнению Гутерриша, должно быть остановлено. Естественно и то, что ООН обеспокоена ситуацией в Ливане и "эскалацией, которая может привести к тому, что Ливан станет еще одной Газой", что неприемлемо для международного сообщества. Впрочем, турне еще не закончилось, и общественности предстоит услышать "обеспокоенностей" в достаточном количестве.
С другой стороны, Гутерриш сделал весьма смелые заявления. Они либо говорят о его личном стремлении оставить след в истории, либо, понимая настроения большинства стран региона, представляют его единомышленником экономических и финансовых изменений, за которые выступают страны Евразии. Так, генсек выступил с критикой мировой финансовой системы, сложившейся после Второй мировой войны. Он отмечает, что перед мировым сообществом стоит задача заложить новую финансовую систему, способную заменить прежнюю, основанную на Бреттон-Вудских, а затем и Ямайских соглашениях.
Гутерриша можно понять — после распада биполярной системы мироустройства ООН постепенно теряла возможность оказывать влияние на международную политику. Это происходило в основном благодаря усилиям коллективного Запада, чья деятельность была направлена на блокирование любых действий, способных оспорить его претензии на глобальное господство. Так и сейчас, парализованный действиями Вашингтона Совбез ООН не может повлиять на Израиль и остановить геноцид палестинского населения в Газе. Трещащая и так по швам мировая экономическая система из-за неминуемой потери господствующих позиций доллара как мировой резервной валюты самый безопасный повод для заявлений генсека ООН — громко, безопасно и без последствий. Для Гутерриша это второй пятилетний срок на высоком посту, и, как правило, больше двух сроков генеральные секретари ООН не работают.
Уроки дипломатии
Кыргызстан давно освоил все приемы прагматичной внешней политики, особенно в рамках ООН. Руководство страны понимает, что необходимо пользоваться любым шансом для упрочения положения КР и повышения ее статуса в мировой политике. Красивые речи и заявления Гутерриша о динамичном развитии республики и превращении из "спящей красавицы" в "мчащегося скакуна", трансформации из "водной супердержавы" в "энергетическую", представление о Кыргызстане как о символе мира и примере исполнительного по всем обязательствам члена ООН, несомненно, позитивно и с благодарностью восприняты властями страны.
При этом президент Жапаров четко отметил намерение Кыргызстана претендовать на место непостоянного члена Совета Безопасности ООН (СБ ООН) на 2027-2028 годы. Амбициозные цели КР на этом не заканчиваются, и касаются они целей в областях гидроэнергетики, производства и экспорта электроэнергии в Южную Азию (CASA - 1000), транспортных сообщений (железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан) и вопросов реструктуризации внешнего государственного долга с использованием механизмов его замещения "зелеными" проектами. В этом контексте Кыргызстану важна любая международная поддержка, в частности ООН.
По итогам переговоров с генсеком главный дипломат страны Жээнбек Кулубаев также пояснил позицию страны по реформе Совбеза ООН, которая, с точки зрения Кыргызстана, необходима в случае избрания в непостоянные члены СБ, страна будет вносить вклад в реформирование. В целом визит генерального секретаря ООН, если рассматривать его в контексте Кыргызстана и региона в целом, отражает растущую заинтересованность мирового сообщества в более активном вовлечении государств ЦА в международные процессы, в том числе в рамках ООН. Для Кыргызстана, а также для других малых стран и "средних держав" это серьезный шанс играть важную роль в принятии решений, затрагивающих мировое развитие.
Будущее ООН
Все страны Центральной Азии поддерживают реформу Совета Безопасности ООН в пользу более широкого представительства за счет малых и средних стран. Россия также выступает за более широкое вовлечение стран Глобального Юга в работу важнейшего органа международной системы ООН и не возражает против расширения состава совета за счет государств Азии, Африки и Латинской Америки.
В противоположность этим предложениям США и Запад предлагают расширить состав СБ ООН за счет Германии, Индии, Японии и, возможно, Бразилии. Так, Германия и Япония уже более 20 лет отмечают, что структура СБ ООН — это наследие Второй мировой войны, которое нуждается в реформировании. Крайне сомнительно, что Германия либо Япония войдут в состав СБ ООН даже без права вето, что также является одним из вариантов реформ. При этом очевидно, что реформа Совета Безопасности является наиболее сложным и многоуровневым вопросом, который трудно решить в обозримом будущем. Но очевидно и другое — до тех пор, пока страны не придут к приемлемому варианту реформы ООН, Совбез должен оставаться главным механизмом, отвечающим за сохранение мира и стабильности на планете.
Вместо послесловия
Турне Генерального секретаря ООН, возможно, и не имеет четких целей, равно как и сама организация сейчас не имеет широких полномочий решать многие проблемы мира. Восторженные слова о красавицах и скакунах, может, и впечатлили неискушенную публику, но внешнеполитические приоритеты руководство страны расставляет четко, и маловероятно, что дипломатические реверансы могут серьезно повлиять на Кыргызстан.
Тем не менее с международно-политической точки зрения визит Гутерриша значительно повышает внимание международного сообщества к проблемам Центральной Азии, в совместном решении которых заинтересованы все страны. А это вопросы рационального использования водных и энергетических ресурсов, продовольственной безопасности, проблемы терроризма и экстремизма, которые значительно актуализировались в последние два-три года.
Саммит ШОС, безусловно, будет определять более конкретные направления сотрудничества на обширном пространстве организации, однако именно такие организации, как ШОС, ЕАЭС, БРИКС, СНГ, ОДКБ, которые в своей деятельности опираются на принципы международного права и признают центральную роль ООН в международных отношениях, не только делают возможным само существование ООН, но и способствуют ее развитию.