Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В беседе на радио Sputnik Кыргызстан юрист Владимир Плужник рассказал, что документ, по сути, кардинально ничего не изменил: в нем прописаны нормы в большинстве своем и без того существующие в Гражданском кодексе и регулируют они в большей степени отношения строительных компаний и ведомств, нежели защищают так называемых "дольщиков".
"В положении сказано, что строительная компания не имеет права привлекать финансовые средства дольщиков, если строящийся объект не находится в реестре Госстроя. Этот реестр "висит" на сайте ведомства, однако даже в имеющихся в нем объектах далеко не всегда указаны сроки окончания строительства и прочие важные даты. На деле многие даже именитые строительные компании продолжают заключать договоры, не внося свой объект в этот реестр", — сказал Плужник.
По его словам, положение не предусматривает штрафы за неисполнение требований документа, а отсутствие карательных мер порождает безответственность.
"В положении также сказано, что в договоре с дольщиком строительная компания обязана указать сроки окончания строительства объекта. Однако не путайте сроки завершения стройки и ввод в эксплуатацию. Обычно этот процесс занимает дополнительные полгода-год, а до ввода в эксплуатацию строительная компания не может полноценно оформить все документы на собственника жилья. В соседних странах бывало, что строительные компании просто бросали стройку после ее окончания, так и не сдав дом в эксплуатацию. Власти там приняли закон о долевом строительстве, где сказано, что в таких случаях жильцы могут объединиться и достроить дом. У нас таких возможностей нет", — объяснил юрист.
Плужник отметил, что посещать стройку и ходить по ней до окончания строительства строго запрещено и когда представители стройкомпании водят вас по недостроенному зданию, чтобы убедить в покупке будущей квартиры, это противозаконно.