БИШКЕК, 7 авг — Sputnik. Верховный суд КР предлагает отсрочить внедрение института присяжных заседателей (ИПЗ) в судах. Соответствующий законопроект вынесен на общественное обсуждение.
Причиной отсрочки названа нехватка финансовых средств. Уточняется, что для реализации нормы об ИПЗ с 1 января 2025 года были поставлены задачи по разработке поправок, предусматривающих случайный отбор присяжных, расширение подсудности суда присяжных, гарантии безопасности для них, членов их семьи и имущества, а также принятие нормативно-правовых актов, необходимых для полноценной работы. Кроме того, для обеспечения работы института требовалось решить организационные вопросы: составление проекта бюджета ИПЗ, модернизация зданий судов, обучение судей, сотрудников, представителей органов МСУ, правоохранительных органов и адвокатов, обеспечение необходимыми материально-техническими средствами. Все это подразумевает значительные расходы.
В соответствии с расчетами экспертной рабочей группы для внедрения ИПЗ необходим 1 миллиард 189 миллионов 704,1 тысячи сомов на:
заработную плату администратору суда — 2 миллиона 142,6 тысячи;
материальное вознаграждение присяжных заседателей — 476 миллионов 881,6 тысячи;
строительство нового здания или пристройки к зданию — 617 миллионов 467,9 тысячи;
офисную мебель — 13 миллионов 248 тысяч;
техническое оборудование — 49 миллионов 716 тысяч;
канцелярские и хозяйственные товары — 10 миллионов 448 тысяч;
командировочные расходы присяжных заседателей — 10,5 миллиона;
услуги связи и последовательного перевода — 9,3 миллиона.
Законопроект был разработан в феврале 2021 года, проведены все соответствующие процедуры, однако в бюджете на 2022-й и прогнозе на 2023–2024 годы средства на указанные цели не предусмотрели. Поэтому предлагается отсрочить вступление в силу Закона "О присяжных заседателях в судах КР" и действие главы 45 Уголовно-процессуального кодекса до 1 января 2027 года.
Требования к присяжным заседателем
В период осуществления правосудия присяжный заседатель обладает правом неприкосновенности, он не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, личному досмотру и приводу, кроме случаев задержания в момент совершения преступления.
Присяжный заседатель не может быть привлечен к административной ответственности, за исключением установленных законом случаев. Его неприкосновенность распространяется также на его жилище, служебное помещение, используемый им транспорт, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Уголовное дело в отношении присяжного заседателя может быть возбуждено генпрокурором или его заместителями, также никто не вправе требовать от присяжных заседателей отчета по конкретному уголовному делу.
Во время исполнения обязанностей присяжного заседателя работодатель не вправе уволить или перевести его без согласия на иную должность. За нарушение данного положения работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по отправлению правосудия учитывается при исчислении трудового стажа.
Присяжным заседателем может быть гражданин КР не моложе 25 и не старше 65 лет, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели и отобранный к участию в рассмотрении уголовного дела.
Кто не может быть присяжным заседателем:
имеющие судимость, непогашенную или неснятую в установленном законом порядке;
признанные судом недееспособными или ограниченные в дееспособности;
состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
свидетели, эксперты, специалисты и переводчики, участвующие в рассматриваемом деле;
государственные и муниципальные служащие, занимающие политические и специальные должности, а также сотрудники правоохранительных органов, адвокаты;
подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
имеющие физические или обнаруживающие явные психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.