Полную версию интервью слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан Дерсуу Акпаралыев, главный специалист отдела животного мира Управления биоресурсов Минприроды КР, рассказал, почему провоз даже не краснокнижных животных через границу требует получения разрешительных документов на каждую особь и соблюдения строгих правил их транспортировки.
"В основном поступают запросы на вывоз охотничьих трофеев. Особенно со стороны иностранцев. Если говорить о наших гражданах, то они обращаются по поводу вывоза живых особей — змей, цирковых животных для гастролей, тех же попугаев. Сразу хочу отметить, что как на изъятие животных из дикой природы, так и на экспорт/импорт выращенных для продажи должны быть разрешительные документы. Пакет этих документов отличается, как и порядок пересечения границы", — отметил Акпаралыев.
В пример он привел последний заметный случай несанкционированного ввоза в страну из Узбекистана 160 волнистых попугаев и нескольких птенцов страуса. По его словам, пусть это и не краснокнижные птицы, но экзотические, их не ловили в дикой природе, но квалифицировали как контрабанду, потому что на них не было сопроводительных документов, доказывающих их происхождение и отсутствие болезней, которые могут оказать влияние на природное биоразнообразие республики. Если речь идет об изъятых из дикой природы животных и птиц, то для вывоза требуются разрешения СИТЕС в рамках конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры. В арабских странах, отметил он, спросом пользуются соколы-балобаны, соколы-сапсаны, беркуты с целью выставлять их на соревнованиях. Птица небольшая, и ее часто пытаются нелегально вывезти.
"Выявленных и конфискованных птиц, которые, согласно заключению ученых-орнитологов, смогут выжить в дикой природе, отпускают, а других отдают в реабилитационные центры или зоопарк на Иссык-Куле. В основном в центр "Бугу-Эне". Центры существуют в основном на деньги доноров, мы это понимаем, животных надо кормить. Для решения проблемы ведем переговоры и планируем открыть государственный реабилитационный центр, чтобы туда определять конфискованных представителей фауны, которых нельзя отпускать на волю. На создание такого центра может уйти еще пара лет, но пока это только переговоры. Окончательного решения, к сожалению, нет", — добавил Акпаралыев.