Почему визит Путина в Монголию важен для всей Евразии — мнение аналитика

Система отношений между странами Востока и Азии приобретает особое стратегическое значение в фундаментальных геополитических, геоэкономических и финансовых преобразованиях, которые запустила Россия, пишет обозреватель Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Континентальная дипломатия

Россия в этом году делает упор на усиление евразийского взаимодействия, отчетливо вырисовывая контур дружественного пространства российской внешней политики на континенте. Такая конфигурация необходима для начатых Москвой масштабных международно-политических и экономических преобразований. Официальный визит президента Владимира Путина в Монголию, помимо широкой повестки двусторонних отношений, можно и нужно рассматривать в контексте усилий Кремля по формированию на территории Евразии общего пространства безопасности, сотрудничества и развития. Сегодня аналогично визиту в Азербайджан Россия сшивает пространство региона от Южного Кавказа до Монголии, делая практические шаги в построении большого евразийского партнерства.
Значение Монголии в этих процессах переоценить трудно, и оно определяется не только географическим положением между Россией и Китаем, но и культурно-исторической близостью двух стран, которая всегда будет служить основой добрососедских отношений. Символично, что визит российского лидера проходит на фоне знаковых исторических событий — 85-летия совместной победы советских и монгольских войск на реке Халхин-Гол, а также даты окончания Второй мировой войны — 3 сентября 1945 года, которая завершилась победой над Японией.

Истерия Запада

Переговоры президента России с монгольским коллегой Ухнагийном Хурэлсухом проходили в теплой и позитивной атмосфере. При этом невооруженным глазом было видно, что официальный по статусу визит по уровню протокольных мероприятий напоминал государственный, который намного выше. Отмечу, что западная пресса почему-то убеждена, что Монголия как страна, признающая юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), должна была каким-то образом реагировать на его решения относительно главы российского государства. При этом масс-медиа Запада также уверены, что сама Россия, признающая решения МУС ничтожными, должна была опасаться последствий визита на территорию страны, подписавшей Римский статут (договор об учреждении этого суда в Гааге).
Истерия по этому поводу может продолжаться еще некоторое время, особенно с учетом реакции на этот визит Украины и ее предупреждений о "последствиях" для Улан-Батора за его отказ выполнять требования МУС. Тем не менее очевидно, что для Монголии приоритетом внешней политики всегда будут не только принципы нейтралитета, но и понимание важности добрососедских и партнерских отношений с Россией вне зависимости от решений и мнений извне.

В тесной взаимосвязи

Результаты визита, тем не менее, говорят о многом и в первую очередь указывают на то, что обе страны всегда будут рассматривать друг друга как близких союзников и партнеров, связанных общим историческим прошлым, а также имеющих тесные связи в настоящем и широкие перспективы в будущем. В частности, на переговорах была отмечена близость позиций двух стран "по наиболее актуальным международным и региональным проблемам". Стороны также обсудили торговлю, военно-техническое сотрудничество и совместные проекты в сфере мирного атома. На этом фоне подчеркивалось сотрудничество России и Монголии в энергетической сфере, которое обеспечивает до 90 процентов потребностей монгольской экономики в энергоресурсах. Особую роль в этом партнерстве играют проекты газопровода "Союз-Восток", который соединит Россию, Монголию и Китай, и модернизации Улан-Баторской железной дороги, являющейся, по словам российского лидера, настоящим флагманом российско-монгольского экономического взаимодействия.
Результаты визита констатировали стабильно высокий уровень сотрудничества и взаимодействия, который успешно и довольно эффективно развивался в тех сферах, которые представляют взаимный интерес для России и Монголии. В этом плане российская внешняя политика всегда была деликатна и основывалась на глубоком понимании особенностей Монголии, избегая форсирования тех или иных инициатив.
Переговоры президентов России и Монголии — что обсуждалось

Приоритетные диалоги

Необходимо объективно признать, что Монголия, несмотря на расположение между РФ и КНР, не часто обсуждается в информационном пространстве Евразии, за исключением, конечно, специалистов либо регионов России, непосредственно граничащих с этой страной. Присутствие Монголии заметно только по ее регулярному участию в саммитах ШОС, где она сохраняет статус наблюдателя, и по ходу переговоров о заключении временного соглашения с ЕАЭС, о завершении которых стало известно по результатам визита президента России.
Из стран Центральной Азии у Монголии диалог наиболее развит с Казахстаном, причем как в экономическом, так и в культурно-гуманитарном плане. С остальными странами региона она сохраняет достаточный уровень диалога, но он, конечно же, не может соответствовать реальному стремлению государств к сотрудничеству. Это понимают и в странах ЦА, и в Монголии. Возможно, в будущем Центральная Азия станет одним из важных регионов для реализации внешнеполитической стратегии Монголии в Евразии, но пока это зависит от ее международно-политических приоритетов, которые традиционно связаны с нейтралитетом и прагматизмом в международной политике.
Имея особое геополитическое окружение в лице двух крупнейших мировых держав, Монголия в начале 90-х была вынуждена проводить политику, направленную на укрепление своего суверенитета за счет развития активного диалога с "третьими странами". Это привело к активизации отношений с США, Канадой, Японией, Южной Кореей и другими странами Запада, а также к росту их инвестиций в экономику страны. Такой формат отношений впоследствии получил в Монголии название "третий сосед". Но Китай также прочно занял место среди государств с высокой долей инвестиций и торгово-экономических интересов в Монголии. Сейчас объективный рост экономики России за последние 10 лет, а также динамичные процессы в рамках ЕАЭС естественным образом будут указывать и повышение роли РФ и Евразийского союза в торгово-экономическом, энергетическом, транспортном и инвестиционном сотрудничестве с Монголией. И если это не было обозначено отдельно во время визита, то стало очевидным по его завершении. Особенно с учетом того, что президент Монголии принял приглашение Владимира Путина принять участие в саммите "аутрич БРИКС плюс" в Казани этой осенью.

Время Востока

Так называемый "разворот на Восток" или "поворот в Азию" — не всегда верная дефиниция российской внешней политики, поскольку Россия и есть и Восток, и Азия во всех смыслах этого слова, равно как и часть Европы одновременно. Конечно, все это имеет обоснование в виде концепции евразийства, но сейчас, особенно во время проведения Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке, хотелось бы сказать, что для России Дальний Восток и вообще система отношений между странами Востока и Азии приобретает особое стратегическое значение — одну из важнейших опор России в процессе инициированных ею фундаментальных геополитических, геоэкономических и финансовых преобразований в мире. Многие страны Востока, понимая, что эти процессы приобретают необратимый характер, выражают готовность стать их активными участниками. Как, к примеру, недавнее заявление Турции о желании стать членом БРИКС.
Монголия, учитывая все особенности, будет аккуратно идти к более активному участию в процессах ШОС, в рамках временного соглашения о ЗСТ с ЕАЭС, на уровне двусторонних отношений с Россией и странами Центральной Азии. Что немаловажно, она будет неспешно прорабатывать вопросы сотрудничества с БРИКС. И хотя исторически Монголия была известна стремительными действиями на обширном пространстве Евразии, тщательное планирование действий также относится к традиционным качествам монгольского народа.
Расширить связи Монголии с Россией поможет соглашение с ЕАЭС — Хурэлсух