Центр мирового развития
Возможности российского Дальнего Востока практически безграничны, рассматриваем ли мы их с точки зрения региональных, континентальных либо глобальных процессов. Россия, безусловно, всегда понимала, что реализация дальневосточного потенциала — это серьезный аргумент в построении нового, более справедливого мира, и его необходимо использовать в подходящее время. Как результат этих усилий — фундаментальность международных позиций, стратегическое видение и непоколебимая уверенность в своих действиях. Именно это позволило России подготовить основы для нынешних глобальных трансформаций, в которых амбициозные планы развития Дальнего Востока, аккумулирующие инвестиции, торгово-экономические, энергетические и транспортные проекты будут играть преобразующую роль. А проводящийся уже в девятый раз с 2015 года Восточный экономический форум не только фиксирует структурные изменения, но и определяет их дальнейший ход с учетом расширяющихся форм сотрудничества и взаимодействия в Азии и мире.
Очевидно, что развитие Дальнего Востока является первостепенной задачей для России. В речи на пленарном заседании нынешнего форума президент России Владимир Путин отметил развитие региона в качестве национального приоритета на весь ХХI век. Это особенно важно в условиях, когда "основные деловые связи, торговые маршруты и весь вектор развития все больше переориентируется на Восток и Глобальный Юг", а регионы Дальнего Востока предоставляют прямой выход на эти растущие перспективные рынки, позволяя преодолевать барьеры в условиях попыток изоляции со стороны Запада.
Российский Дальний Восток, по словам президента, "является огромным пространством для проявления деловой инициативы, запуска сложнейших проектов и формирования новых отраслей". На фоне этих слов по завершении форума было подписано более 300 соглашений на общую сумму 5,5 триллиона рублей, что демонстрирует не только рост деловой активности, но и укрепление торгово-экономических позиций России в АТР, значительно расширяя связи со странами региона.
В чем угроза для Запада
Рост авторитета Восточного форума как одной из влиятельных площадок Азии, конечно, не входит в интересы коллективного Запада, чьи безуспешные попытки изоляции России уже больше похожи на самоизоляцию самого Запада. Примечательно, но на форуме присутствовали представители 16 недружественных стран, в числе которых Великобритания, США, Франция, Германия и Япония. В целом же на ВЭФ прибыли более 7 100 человек, в том числе свыше 1 500 представителей СМИ из 75 стран, включая Россию.
Однако не меньшей угрозой для Запада все же является демонстрация новой, более справедливой и равноправной модели взаимоотношений между Россией, странами Востока и Глобального Юга, особенно с учетом возросшей интенсивности процессов в рамках БРИКС, где в этом году председательствует Россия. Следует напомнить, что недавно Турция, которую так и не приняли в Европейский союз, выразила желание вступить в БРИКС, понимая перспективы новых форм торгово-экономического, транспортного и энергетического взаимодействия, которые, несомненно, превосходят перспективы европейского пространства.
Ворота многополярного мира
Есть все основания рассматривать ВЭФ как неотъемлемую часть общих процессов в рамках саммита БРИКС, который пройдет этой осенью в Казани. По крайней мере, по части расширения пространства взаимодействия этого объединения ВЭФ вполне справился. Так, на пленарной сессии форума премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим заявил о намерении страны присоединиться к БРИКС, объясняя это стремлением страны развивать торговые связи и укреплять отношения с Россией и странами Глобального Юга. При этом не следует забывать о хороших партнерских отношениях между Малайзией и США. Несмотря на это, призывы Запада изолировать Россию в странах Востока и Азии всегда рассматриваются как серьезный вызов их суверенитету, особенно если это связано с тем, с кем и на каких условиях им следует развивать отношения. И в этом случае мы видим, что согласие Ибрагима присутствовать на казанском саммите БРИКС является реальной демонстрацией независимости Малайзии перед давлением извне.
Большая часть мира сегодня стремится к многополярности и старается выйти из-под опеки гегемона. А для этого нужно в том числе развивать собственные коммуникации, прежде всего торговые. Именно поэтому амбициозные проекты России по строительству международных транспортных коридоров (МТК) на Дальнем Востоке, в том числе связанные с Северным морским путем (СМП) — маршрутом, соединяющим порты Азии и Европы через российскую Арктику, представляют сейчас повышенный интерес в странах Азии.
И этот интерес связан не только с тем, что он короче маршрута через Суэцкий канал на 8 тысяч километров, но и с реальными рисками для торгового судоходства в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке. Северный морской путь не только короткий, но и самый безопасный торговый маршрут, который в совокупности с коридором Север — Юг (соединяющим индийский порт Мумбай и российский порт Санкт-Петербурга) формируют новые транспортные артерии будущего многополярного мира.
Центральная Азия и Дальний Восток
Центральная Азия — неотъемлемая часть общих торгово-экономических и политических процессов в Евразии. А если учесть, что Казахстан и Кыргызстан являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), то регион ЦА неизбежно будет с интересом реагировать на формирование транспортных, энергетических и торговых маршрутов в Евразии в сторону Дальнего Востока и далее в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Несмотря на то что многие страны ЦА имеют устойчивые связи с ведущими государствами Азии и самостоятельно налаживают логистические и иные связи с ними, проекты России в области транспортной инфраструктуры Дальнего Востока могут представлять отдельное значение для торгово-экономических интересов стран региона. По крайней мере, даже частичный перенос деловой активности России на Дальний Восток будет влиять на торгово-экономические и бизнес-связи на всем евразийском пространстве, которые вслед за Россией потянутся в Азию.
Будет ли это означать потерю перспектив торгово-экономических и энергетических коридоров по направлению Европы? Пока об этом говорить, конечно, рано — Европа все равно не может обходиться без российских энергоресурсов, а вкладываться в новые маршруты для транспортировки газа из Центральной Азии через Каспийское море у ЕС нет ни денег, ни времени. Сама ЦА сейчас видит наибольшие перспективы в реализации проектов МТК Север — Юг и других коридоров, связывающих регионы евразийского континента, а появление новых транспортных и торгово-экономических перспектив на Дальнем Востоке России может придать новый импульс и стимулировать деловую активность стран ЦА и в этом очень перспективном направлении.
Новая глобальная экономическая реальность
На пленарном заседании ВЭФ президент Путин особенно выделил роль Дальнего Востока в качестве важнейшего фактора укрепления позиций Москвы в мире, назвав его "флагманом в новой глобальной экономической реальности". Несомненно, будущее России неразрывно связано с тем, как будет развиваться Дальний Восток. В свою очередь будущее евразийского пространства, а также всей новой системы международно-политических и экономических отношений напрямую зависит от эффективной и успешной реализации масштабных региональных и международных проектов РФ не только на Дальнем Востоке, но и по всему контуру евразийского континента. Тем не менее формирование новой экономической реальности невозможно реализовать без создания институтов и инструментов, которые заменят прежний экономический режим, созданный в интересах одной группы стран. Несомненно, предстоящий в октябре саммит БРИКС может стать самым ожидаемым международным событием последних лет — систему он в одночасье не изменит, но можно быть уверенным, что саммит придаст этим изменениям необратимый характер.