От стабилизации к динамике
Саммит глав государств СНГ, прошедший недавно в Москве под председательством президента России Владимира Путина, отчетливо демонстрирует усиление новых тенденций как в развитии самой организации, так и в осмыслении Содружества как идеи и пространства. Очевидно, что СНГ становится одной из ключевых организаций Евразии, формируя совместно с ЕАЭС и ШОС единое пространство стабильности, развитых торгово-экономических отношений, непрерывного политического диалога и, что немаловажно, общих исторических и нравственных ценностей, сохранение которых является приоритетом евразийских государств.
СНГ уже давно переросло рамки понимания постсоветского пространства, которое тем не менее за более чем тридцатилетний период трансформировалось в устойчивую и успешную модель равноправных и взаимовыгодных отношений, несмотря на наличие собственных внешнеполитических интересов и даже противоречий. В историческом контексте СНГ также можно назвать уникальной организацией, которая вопреки постоянной критике в ее бесполезности и формальности, в основном в странах Запада, смогла за этот период придать разноуровневым процессам интеграции предсказуемые и управляемые формы. В результате это привело сначала к стабилизации политического и экономического пространства, а затем к формированию предпосылок для более масштабных преобразований. Сейчас торгово-экономические и политические процессы в странах СНГ расцениваются как наиболее динамичные в контексте Евразии.
В преддверии саммита БРИКС
Тем не менее встреча лидеров Казахстана, Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Беларуси и Таджикистана в рамках саммитов — это всегда проявление теплых личных и доверительных отношений между президентами — явление довольно редкое в региональных международных организациях, но весьма характерное для СНГ. В этом контексте тот факт, что 7 октября Владимир Путин встретил свой 72-й день рождения в компании глав государств Содружества, прибывших в Москву в преддверии саммита, является естественным показателем дружественного характера отношений. А если учитывать, что Путин пригласил всех глав государств на предстоящий саммит БРИКС в Казани, встречи лидеров стран СНГ в этом году будут иметь практически непрерывный характер.
Языком данных
На саммите Путин отметил, что "взаимодействие в рамках СНГ является одним из главных приоритетов внешней политики Российской Федерации", определяя при этом страны Содружества как "друзей и стратегических партнеров". Как показала практика, российская программа председательства в СНГ, которое в следующем году переходит к Таджикистану, оказалась весьма успешной по многим направлениям. К примеру, в экономическом плане, по словам российского лидера, за первое полугодие 2024-го совокупный ВВП стран СНГ увеличился на 4,7 процента, инвестиции в основной капитал — на 11,2, промышленное производство выросло на 4,3, объем грузоперевозок — на 4,9, оборот розничной торговли — на 8,6, а доля национальных валют в коммерческих операциях между странами СНГ превысила 85 процентов.
К безусловным активам внешней политики России можно отнести тот факт, что СНГ в целом остается дружественным пространством для РФ в условиях постоянного давления коллективного Запада и непрекращающихся угроз санкциями в отношении тех стран, которые поддерживают активные торгово-экономические и политические связи с Москвой. И здесь Запад добился противоположного результата, и, несмотря на его усилия, все страны СНГ на регулярной основе координируют свои позиции по ключевым региональным и глобальным вопросам международной политики. Так, в своем выступлении Путин отметил, что "все государства Содружества выступают за формирование справедливого мирового порядка на основе общепризнанных принципов международного права при центральной роли ООН". И СНГ в этом плане уже неотъемлемая часть процессов принятия решений в многополярной системе мироустройства.
Кирпичики безопасности
Как известно, в этом году одной из важных инициатив России стало предложение о формировании новой архитектуры безопасности в Евразии — открытой системы для всех стран, которые готовы совместно работать над формированием пространства равной и неделимой безопасности. За день до саммита на высшем уровне состоялось заседание Совета глав МИД стран СНГ, на котором все страны организации, за исключением Армении, подписали итоговые заявления "О принципах обеспечения евразийской безопасности" и "О недопустимости использования в международных отношениях односторонних ограничительных мер".
Южнокавказское направление Содружества имеет круг проблем, связанный с заключением мирного договора между Азербайджаном и Арменией после завершения карабахского конфликта, а также с переоценкой армянским руководством участия своей страны в ОДКБ и интеграционных процессах в Евразии в целом. И если российско-азербайджанские отношения за последнее время вышли на действительно стратегический уровень взаимодействия, то отношения с Арменией переживают не лучшие времена.
Хотя тот факт, что премьер-министр Армении принял участие в заседании Совета глав СНГ, может говорить о том, что, возможно, в руководящих кругах этой страны все же возобладал прагматичный внешнеполитический подход, который не позволяет разрывать тесные связи со странами Содружества. Очевидно также, что Армения не может игнорировать особую миротворческую роль России на Южном Кавказе, принимая во внимание личные усилия Путина в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. В этой связи двусторонние встречи российского лидера с президентом Азербайджана, а затем и Армении до саммита глав государств следует воспринимать как очевидное свидетельство сохранения одной из центральных ролей России в урегулировании ситуации на Южном Кавказе.
Активная поддержка
Тем не менее заседание Совета глав государств имело вполне конкретное содержание, и на саммите было подписано 14 документов, которые затрагивают вопросы дальнейшей интеграции, торгово-экономические, правовые, культурные и гуманитарные связи, включая проблемы безопасности. Отдельно следует отметить совместное обращение глав государств — участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Несомненно, что сохранение и защита общего исторического прошлого, в основе которого лежит героический подвиг советского солдата, победившего фашизм, должно иметь фундаментальный и комплексный характер, в особенности сейчас, когда Запад предпринимает целенаправленные попытки пересмотра итогов Второй мировой войны.
В этой связи заявления президента Кыргызстана Садыра Жапарова об активном участии "во всех мероприятиях в рамках СНГ для увековечения памяти о Великой Победе" служит убедительным свидетельством прочных исторических связей на пространстве Содружества. Президент также отметил, что "Кыргызстан нацелен на дальнейшее наращивание многопланового сотрудничества в рамках Содружества" и заинтересован в проведении совместной работы по обеспечению продовольственной и энергетической безопасности в СНГ. Во внешнеполитическом плане развитие связей в рамках организации всегда входило в число приоритетов Кыргызстана и будет оставаться таковым в обозримом будущем, несмотря на попытки Запада указать, чтобы республика не сотрудничала с Россией или Содружеством.
Переосмысление формата и модель отношений
Как показала практика, СНГ не может находиться в статическом состоянии и нередко сама международная обстановка диктует новые направления развития, а именно: в сторону более широкого диалога с другими странами в формате "СНГ плюс". С такой инициативой выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он подчеркнул, что с ростом авторитета организации и учреждения статуса наблюдателя и партнера СНГ новый формат может стать "основой для расширения региональных связей Содружества".
Безусловно, инициатива Казахстана имеет перспективы для реализации, если принимать во внимание общие интеграционные процессы в Евразии, которые постепенно расширяют свой охват на континенте. Однако безусловно и другое — принципы справедливого сотрудничества и взаимодействия на евразийском пространстве, которые включают СНГ, ЕАЭС, ШОС, а также другие формы двустороннего и многостороннего партнерства со всей очевидностью стали притягательной моделью отношений для другой части международного сообщества — стран Азии, Африки, Латинской Америки. Евразийская модель сотрудничества государств становится основой отношений в БРИКС. В свою очередь отношения стран, входящих в новое объединение, — это уже новый мир и новый мировой порядок.