"Я познаю себя в Стране небесных гор" — епископ Бишкекский и Кыргызстанский

Что узнал владыка о республике за два года служения? Какую социальную работу проводит Русская православная церковь в КР и как она сотрудничает с ДУМК? На эти и другие вопросы ответил епископ Савватий.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий служит в стране больше двух лет и многое узнал о жизни и традициях здешних народов. О его впечатлениях и о том, какую социальную работу проводит РПЦ, говорим с ним и секретарем епархии протоиереем Игорем Дроновым.
— Что нового вы открыли для себя в Кыргызстане?
Епископ Савватий: В Стране небесных гор я в большей степени открываю себя. В 1984 году я дал присягу до последней капли крови защищать свою страну, свой народ, тогда еще советский, в том числе кыргызский. Когда мне сообщили о назначении сюда, я почувствовал радость и тепло и по сей день чувствую, что люди и культура вокруг родные. В Кыргызстане уважают людей всех национальностей, здесь живы традиции Шелкового пути. Я чувствую, что у нас общие культурные, духовные и семейные ценности. Мы все сотворены Богом для любви и дружбы.
По мере изучения истории этой страны для меня и история Россия открылась в другом свете. Простой пример — мы привыкли считать, что Русь крестилась в 988 году, хотя на самом деле этот процесс длился тысячелетие: крещенными уже были княгиня Ольга, князья Аскольд и Дир, апостол Андрей Первозванный… Когда Владимир крестил киевлян в водах Днепра, часть народов России уже входила в состав христианской митрополии.
Здесь же, в местах, где находится современный Кыргызстан, тоже уже была христианская митрополия: Невакетская и Кашгарская. Сегодня Невакет — городище в 20 километрах от Бишкека, включенное в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его можно увидеть, когда едешь по объездной дороге на Иссык-Куль. В Невакете развивалась Ассирийская — восточная — церковь с богатыми христианскими традициями, близкими к православным. Мы знаем имена многих христианских священнослужителей с Востока: Святой Иоанн Мервский (Туркменистан), епископ Каравансарайский (Таджикистан), епископ Индийский, епископ Китайский и митрополит Невакетский, Кашгарский...
— Приятно слышать, что вы считаете эти страну и народ родными.
— Полтора года назад президент одобрил мне гражданство КР, я гражданин этого государства и чувствую себя кыргызстанцем.
Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий и протоиерей Игорь Дронов
— Какие христианские святыни есть на территории нашей республики?
— В Кыргызстане действительно много христианских святынь, которые еще предстоит изучить. К примеру, в городище Суяб, недалеко от Токмока, там, где находится башня Бурана, были найдены остатки христианской церкви и буддистского монастыря. На территории городища, где находится башня Бурана, также найдены христианские надгробные камни, причем не только несторианские, но и с шестиконечными крестами. Это может говорить как минимум о том, что в данном поселении на Великом Шелковом пути бывали путешественники, приверженцы византийского или армянского течений христианства.
Когда ислам стал господствующей религией в Азии, разные культуры тоже соседствовали мирно. На Востоке ведь сосед — это друг, брат, источник поддержки… Мы знаем, что во времена правления Тамерлана, к примеру, нельзя было изготавливать вино: это запрещено Кораном. Однако христианским священнослужителям такое позволялось, потому что им напиток был необходим для богослужений. Тамерлан, к слову, перевез частицы мощей святого пророка Даниила в Самарканд, понимая, что это святыня для верующих христиан, мусульман и иудеев.
Насколько мы знаем, в истории были периоды, когда число христиан в Азии в какой-то мере было соизмеримо с числом христиан в Западной Европе. Традиции Шелкового пути в целом предполагали уважительное отношение к людям разных национальностей и религиозных убеждений.
— А какие храмы сохранились в Кыргызстане?
— Вообще, два года назад мы отпраздновали 150-летие Туркестанской епархии, куда входила вся Центральная Азия. Насколько нам известно, до революции на этой территории было около 200 храмов, но, к сожалению, сохранились немногие. Сегодня мы можем посетить Каракольский храм, похожий собор в Беловодском. В Оше сохранился храм Архангела Михаила, в Бишкеке — храм Николая Чудотворца. Сейчас последний используется в культурных целях: там находится галерея Союза художников КР. Когда мы обращаемся к деятелям искусств с просьбой совершить молитву в этом здании в День святителя Николая Чудотворца, они не отказывают — низкий им за это поклон.
Предположительно, 140 лет назад на Иссык-Куле был построен Свято-Троицкий монастырь. Он выполнял просветительскую, образовательную функцию: там были крепкие аграрные хозяйства, школа и приют для мальчиков. Из этого монастыря вышли пять святых. Наиболее известен один из них — преподобноисповедник Ираклий Иссык-Кульский.
Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий
В регионе жили многие выдающиеся личности. К примеру, Токтогон Алтыбасарова, которая, будучи 16-летней девочкой, приняла 150 детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. В годы перестройки достойная продолжательница ее дела Гульнара Дегенбаева воспитала в здании бывшего монастыря 157 детей. 117 из них получили высшее образование, двое стали кандидатами наук. По статистике, девять из десяти мальчиков — воспитанников детдомов попадают в тюрьму, а Гульнара обеспечила ребятам такой высокий уровень социализации! Я искренне не понимаю, почему ее не включат в список выдающихся людей Кыргызстана.
Недавно мы вместе с руководством Иссык-Кульской области, Тюпского айыл окмоту и представителями кабмина открыли Аллею матерей, на которой установлен памятник Токтогон Алтыбасаровой. Там можно посадить дерево в честь своей матери и ухаживать за ним.
— Нам придется затронуть неприятную тему: недавно одно СМИ опубликовало материал о вашем конфликте с частью работников епархии. Хочется услышать ваш комментарий.
— Действительно, в газете "Слово Кыргызстана" была статья о том, что сотрудники социального отдела обратились к духовным руководителям Церкви с жалобой. Люди опасались, что у них заберут "автобус милосердия" и перестанут содержать штат тех, кто кормит нуждающихся.
Конфликт произошел еще весной и разрешился примерно тогда же. К началу сентября, когда вышла статья, четыре инициатора жалобы уволились: кто-то переехал в другую страну, кто-то ушел по причине болезни, кто-то сменил работу... Их место заняли другие, и кормление голодных, обеспечение одеждой нуждающихся и прочая работа продолжились. Конечно, поскольку пришли новые люди, первое время могли быть небольшие перебои, однако сейчас все работает исправно.
К сожалению, журналисты "Слова Кыргызстана" не приехали в социальный отдел церкви и не поговорили с сотрудниками лично. Между тем у нас работает бесплатная столовая, куда обращаются нуждающиеся независимо от национальности и вероисповедания. Кроме того, мы ежедневно кормим около 100 прихожан, а в выходные и того больше. Люди приносят одежду, которую мы передаем тем, кому она необходима, а иногда и сами просим торговцев пожертвовать вещи для наших подопечных.
Что касается "автобуса милосердия"... Раньше наши сотрудники выезжали на нем в три места, где ставили столы и кормили нуждающихся. Недавно нам запретили размещаться возле одной больницы: людей обеспокоило то, что в одном месте в определенное время собираются нищие. По этой причине с кормлением возникли перебои, но мы решили вопрос.
Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий и протоиерей Игорь Дронов
Редакция "Слова Кыргызстана" присылала нам запрос, и мы направили письмо, так как представители издания не нашли возможности встретиться лично. Более того, сразу после направления запроса они ушли в отпуск. Когда люди вышли на работу, мы искали возможности пообщаться лично, но они не посчитали это необходимым. В статье был опубликован не весь наш ответ, который объяснял бы причины случившегося.
Причина же на самом деле заключалась в том, что в допандемийный период у нас велась активная работа, которую пришлось приостановить на время пандемии. После нужно было все восстанавливать, прилагать больше усилий — конечно, это легло на плечи сотрудников епархии. Большинство отнеслось к этому с пониманием, но несколько человек восприняли это как увеличенную нагрузку и были недовольны. Мы старались решать проблемы, однако в конце концов люди просто ушли — по собственному желанию, их не увольняли.
Так как вся эта ситуация в принципе возникла, в апреле в епархию из Москвы приехала комиссия. К слову, они очень бережно отнеслись к мнению прихожан и любой человек мог написать письмо хоть самому патриарху, и его запрос был бы рассмотрен. Члены комиссии дали мне разъяснения, поговорили с инициаторами письма. Двоих результаты проверки не устроили, они начали переводить конфликт в общественное пространство.
На мой взгляд, это нарушение прав в первую очередь тех людей, которые подписывали жалобу, ведь они обращались к священноначалию, а не в СМИ. С этой точки зрения, думаю, поступок был некорректным. Хотя с точки зрения гражданского законодательства, у нас открытое общество, ничего тайного в ситуации не было. Сегодня мы считаем, что инцидент исчерпан.
Протоиерей Игорь Дронов: Я наблюдал эту ситуацию со стороны. Могу подтвердить, что некоторое недовольство правящим архиереем действительно есть, и связано оно, на мой взгляд, с психологической несовместимостью людей. В работе, конечно, бывают моменты, когда наши взгляды расходятся со взглядами начальства, но люди все-таки приспосабливаются. Это неизбежный процесс, послушание и взаимопонимание должны быть, но это требует усилий, работы над собой.
Сотрудники, которые писали жалобу, работу над собой проводить не захотели. Судя по всему, они надеялись, что с помощью комиссии из Москвы удастся сместить архиерея. Комиссия подошла к этому вопросу очень ответственно, провела у нас несколько дней, работая с утра до ночи. Выслушали всех — и тех, кто был за архиерея (таковых нашлось много — около 500 человек), и тех, кто был против (их оказалось всего порядка 30).
В итоге комиссия, все рассмотрев, пришла к выводу, что здесь ведется не очень честная игра, связанная, возможно, с какими-то финансовыми интересами группы лиц. Было принято решение ограничиться рекомендациями архиерею, и нужно сказать, что владыка эти рекомендации добросовестно выполняет. А люди поняли, что сказать им больше нечего, и уволились. Инцидент был исчерпан.
Протоиерей Игорь Дронов
По-моему, то, что "Слово Кыргызстана" опубликовало эти материалы спустя почти полгода, когда все уже улеглось, было совершенно некорректно. Тем не менее мы дали ответ, который, к сожалению, опубликовали не полностью, а журналисты так и не пришли на встречу, хотя мы приглашали.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о социальных проектах церкви. Возможно, часть из них реализуется совместно с Духовным управлением мусульман Кыргызстана?
епископ Савватий: И Духовное управление мусульман Кыргызстана, и Бишкекская и Кыргызстанская епархия РПЦ служат народу. Причем мы не только служим в узкодогматических вопросах, а стараемся содействовать укреплению семейных ценностей и взаимного уважения. Мы встречаемся на национальных праздниках, межконфессиональных мероприятиях.
Я уже говорил, что после пандемии нам пришлось оживлять прежний уровень социального служения, церковно-государственных или конфессионально-государственных, конфессионально-общественных отношений. Мы проводим фестивали русского языка, детско-юношеские фестивали на Иссык-Куле, краеведческо-певческие фестивали, слет трезвости и здоровья для семей, велопробеги…. В наших мероприятиях участвуют люди из России, Казахстана, Узбекистана…
Помимо этого, есть традиция, заведенная еще епископом Феодосием: мы периодически поднимаемся на пик Святой Екатерины высотой 4250 метров. Я, например, трижды участвовал в восхождении и только в третий раз не поднялся до самой вершины.
В следующем году все мы будем отмечать 80-летие Великой Победы, в планах епархии около 15 мероприятий. Но ведь нам нужна победа не только в истории, сегодня она необходима и в экономике, и в образовании, и в культуре, и в развитии межнациональных, международных отношений. У нас есть образовательный центр, пять общеобразовательных православных школ, строится еще одна. Также мы строим храмы в нескольких регионах Кыргызстана.
Господь говорит: что вы сделали для нищих, голодных, раздетых, больных, для тех, кто в темнице, то сделали Мне. Две недели назад я побывал в 27-й колонии. Раньше там не появлялись православные священники, но нас попросили... В целом по Кыргызстану 10 священников посещают колонии.
Церковь участвует и в других инициативах. К примеру, как член Ассамблеи народов Кыргызстана, я задействован в проекте "Небесные горы цивилизации". Главная его идея заключается в том, что сегодня разрушаются семейные и личностные ценности. Этому процессу противостоят три мира: тюркский, русский и мир Поднебесной. Все они соединяются в одной точке — в Небесных горах, на Тянь-Шане.
Также мы считаем важным сохранение памяти и принимаем участие в международном проекте "Возвращение имени".
Курсанты военного лицея презентовали проект "Возвращение имени в Кыргызстан"