Чем отличается приложение "Заступник" от остальных программ с функциями родительского контроля? Как объединить ответственных родителей и создать для детей безопасную среду? Эти и другие вопросы обсуждаем с руководителем управления международного развития АНО "Центр помощи "Заступник" Дмитрием Ивановым.
— Что побудило вас разработать это приложение?
— В нашей IT-компании очень сплоченный и дружный коллектив, мы работаем вместе около 20 лет. Так случилось, что один из основателей компании ушел из жизни из-за рака мозга. У Дениса было двое детей, и папы в их жизни было очень много: вместе они ходили по утрам на прогулку, после школы могли зайти к нему на работу, сделать уроки по математике… Когда Дениса не стало, мы подумали, что могли бы попробовать немного восполнить для ребят ту пустоту, которая образовалась после потери отца, и создали чат. Мы договорились, что по мере возможностей кто-то из сотрудников, возможно, сможет разобрать с ребятами пару задачек, кто-то — взять их с собой утром на пробежку, кто-то — прийти на помощь в трудной ситуации.
Через какое-то время поняли, что ребенок далеко не всегда может написать в чат: если, например, три маргинала будут поджидать его в переулке, вряд ли он успеет зайти в мессенджер. Мы решили создать некую тревожную кнопку, которую ребенок мог бы быстро нажать, а кто-то из близких — в нашем случае это около 100 сотрудников компании — на это откликнется: кто-то на машине, кто-то на мотоцикле, за 5-7 минут знакомые взрослые могут оказаться на месте. Позже подключили к этой тревожной кнопке всех детей сотрудников компании и договорились, что для нас чужих детей нет: в случае тревоги откликаются все. Потом к приложению подключились родственники, соседние офисы… Так проект заработал в Туле.
Позже нам поступило предложение проверить, как приложение будет работать в масштабах Омской области, где проживают 1,2 миллиона человек. В эксперименте принимали участие представители Министерства внутренних дел, МЧС, Росгвардии, администрации региона, Департамент образования.
Тестировали систему на протяжении года. В тот год во всей стране, кроме Омской области, выросла статистика преступлений в отношении детей. У омичей же она упала почти на 40 процентов. Это данные, поступившие и проверенные МВД, детским омбудсменом, а также администрацией субъектов Омской области.
Руководитель Управления международного развития АНО "Центр помощи "Заступник" Дмитрий Иванов
© Фото / предоставлено Дмитрием Ивановым
Приведу пример: в этом регионе на протяжении 10 лет не менялась статистика по буллингу — таких случаев фиксировалось от 280 до 300 в год. По итогам пилотной работы "Заступника" определили, что за год вызовов в приложение по этому поводу было 140, все эти случаи удалось предотвратить вовремя подоспевшим на место взрослым. Еще 150 случаев буллинга зафиксировали в МВД. Соответственно число подобного рода происшествий удалось снизить ровно наполовину.
Такая же корреляция была выявлена по опасным ситуациям на водных объектах, когда дети тонули и их спасали. Почти на 70 процентов снизилось число детских суицидов.
Сейчас приложение работает в 210 городах России. За 2023 год мы спасли 4 500 детей из различных экстренных ситуаций. В тех регионах, где наиболее развито волонтерское родительское сообщество, помощь детям приходит за минуту-полторы. Наша обычная ситуация выглядит так: подросток выходит из школы, понимает, что за ним следует куда-нибудь за гаражи компания, которая собирается его бить. Он жмет тревожную кнопку, и уже за гаражами ребят встречают взрослые, которые предотвращают акт насилия.
— Давайте подробнее разберем, как работает приложение.
— Для начала ребенок устанавливает себе на телефон приложение "Заступник. Дети в безопасности". После этого родитель, чаще всего мама, устанавливает себе на телефон приложение "Заступник. Где мои дети?". Следуя простым инструкциям, она "привязывает" телефон ребенка к своему. Далее зарегистрированный родитель создает круг доверия, состоящий из людей, которым он доверяет безопасность своего ребенка в первую очередь: папа, бабушки-дедушки, сестры-братья и так далее. Двоим из этого круга, чаще всего это мама и папа, становится доступен весь бесплатный функционал родительского контроля. К примеру, родители могут в любой момент посмотреть, где географически находится их ребенок. Можно создать несколько точек геолокации, к примеру, "школа", "дом" — тогда вы будете получать уведомления, когда ребенок пришел в школу, вышел из нее, пришел домой и так далее. В приложении есть еще целый ряд функций родительского контроля, которые мы намеренно предоставляем бесплатно и в очень хорошем качестве.
С момента регистрации в приложении взрослый становится частью коллективного неформального договора о взаимовыручке, в котором не существует чужих детей и каждый родитель готов помочь любому попавшему в беду ребенку.
— А как сами дети реагируют на это приложение? Наверное, подросткам не очень хочется, чтобы родители знали о каждом их шаге…
— Мы регулярно опрашиваем подростков и получаем очень хорошие отзывы. Дети говорят о том, что родители прекращают мучить их бесконечными вопросами "Где ты?", "Куда ты идешь?" и так далее.
Более того, мы опрашивали и детей до пятого класса, потому что в этом возрасте сверстники уже начинают шутить над ребятами, если их в школу провожают, к примеру, бабушки и дедушки. Когда у ребенка на телефоне есть "Заступник", родителям спокойнее. К тому же, мама или папа в любой момент могут отследить передвижения ребенка за последние сутки.
— Вернемся к "тревожной кнопке". Как она работает?
— На самом деле так называемые "тревожные кнопки" есть на разных моделях телефонов и в приложениях. Но давайте представим ситуацию: ребенок в центре города, попал в беду и жмет эту тревожную кнопку. Оповещение приходит родителям. А что делать, если они в этот момент далеко?
В нашем приложении после нажатия ребенком тревожной кнопки оповещение в первую очередь приходит родителям и родственникам из круга доверия. В этот момент родителям автоматически становится доступен весь аудиофон вокруг телефона. Если родственники понимают, что они рядом, то просто сами прибегают к месту происшествия.
Если никого из близких рядом нет, то у родителей два выхода. Первый — прямо из приложения связаться с экстренными службами Кыргызстана и сформулировать характер угрозы. Но в данном случае нужно понимать: экстренным службам важно следовать стандартному протоколу. У них есть время регистрации вызова и время реакции на него. Связаться с экстренными службами из приложения, к слову, может и сам ребенок (если у него есть время и возможность все подробно описывать оператору), и родитель, и волонтеры (если они, к примеру, понимают, что в данной ситуации необходима помощь правоохранителей или медиков).
Второй инструмент — перенаправить сигнал о помощи в сообщество. Система искусственного интеллекта определит родителей других детей, которые находятся в непосредственной близости (50-100 метров) от места, где ваш ребенок оказался в опасности; определит среди этих родителей тех, кто подходит, исходя из характера угрозы. Конечно, 45-килограммовую маму не направят разнимать драку, но в случае обострения хронических заболеваний, таких как астма, эпилепсия и прочее, женщины могут оказать доврачебную помощь под контролем родителей.
Людям, которые откликнулись на сигнал о помощи, приложение автоматически прокладывает маршрут до места происшествия. Мама видит у себя в приложении каждого, кто направляется к ее ребенку, с каждым из них у нее возникает аудиоканал связи, она может объяснить, в чем ребенок сегодня и что именно происходит. Такой же аудиоканал связи возникает и между теми, кто идет на помощь: они могут скоординировать свои действия.
Благодаря этому алгоритму и взаимовыручке между взрослыми участниками сообщества "Заступник" мы добились потрясающих результатов по времени оказания помощи детям. Судя по тому, как активно сейчас в приложении регистрируются родители в Кыргызстане (только за первый день мы насчитали около тысячи родителей), скоро мы достигнем такой же плотности покрытия волонтерами.
— Приведите, пожалуйста, пример, когда приложение "Заступник" спасло жизнь ребенку.
— Недавно в Ульяновске девочка побрезговала идти в школьную уборную и решила сбегать домой неподалеку. Калитка была закрыта, и ребенок подумал, что сможет перепрыгнуть через забор. Когда девочка спрыгивала, капюшон с завязанным шнурком зацепился за забор и девочка повисла. Конечно, она не могла позвать на помощь, зато успела ткнуть в тревожную кнопку и потеряла сознание. Волонтеры-родители из сообщества прибыли на место за 45 секунд, девочку удалось спасти.
— Как представители экстренных служб Кыргызстана отреагировали на ваши предложения о запуске приложения?
— Я бы хотел сделать комплимент руководству вашей страны. После того как мы завершили пилотные испытания приложения в Кыргызстане, с нами связался целый ряд ответственных руководителей разных уровней. Они проявили профессионализм, задав необходимые вопросы, попросили целый ряд документов, которые мы им, конечно, предоставили. Сейчас мы работаем в тесном взаимодействии с властями Кыргызстана.
— Может ли нажать тревожную кнопку и вызвать помощь не сам ребенок, а свидетель, одноклассник, к примеру?
— Конечно! Подавляющее количество спасений детей на водных объектах случается как раз именно так. Один ребенок видит, что другой ребенок в беде, жмет у себя тревожную кнопку, и его родители вызывают помощь. То же самое с попытками суицида: был случай, когда один ребенок увидел, как девочка записывает "кружочек" в Telegram и собирается совершить непоправимое. В этот момент он начал с ней говорить, а сам нажал тревожную кнопку.
Руководители общеобразовательных учреждений зачастую спрашивают у нас, что делать детям, у которых нет смартфона? Ответ прост — ходить компаниями. Если в группе хотя бы у одного ребенка есть "Заступник", значит, сразу несколько детей в экстренной ситуации получат доступ к помощи взрослых.
— Каков сам механизм нажатия тревожной кнопки? Где она располагается?
— Разработчики операционных систем, понаблюдав за работой "Заступника", предоставили нам ряд уникальных функций, которых нет у других IT-продуктов. На телефонах одной из операционных систем кнопка — это, грубо говоря, одна четвертая заблокированного экрана. Если ребенок незаметно нажимает на нее, не вынимая телефон из кармана, сигнал тревоги сразу приходит родителям. На другой операционной системе нажатие кнопки занимает 1-2 секунды.
Кроме того, недавно два IT-гиганта предоставили нам доступ к голосовому ассистенту: в ближайшее время можно будет просто сказать, к примеру: "Сири, вызови помощь", и даже находящийся в кармане телефон услышит это и отправит сигнал тревоги. Также скоро можно будет отправлять сигнал с помощью определенного постукивания по задней крышке телефона или покачиванием аппарата против часовой стрелки.
Взрослым пользователям приложение предоставляет ряд уникальных функций, созданных фактически вместе с разработчиками самих смартфонов. Они позволили нам включить в список сигналов наш собственный кастомный сигнал "Заступника". Он ни на что не похож, и пробиться он может сквозь все настройки и любое приложение: видеозвонок, режим сна и прочее. Если вы слышите этот сигнал, это не учения, это значит, что нужно реагировать очень быстро.
— А можно как-то отменить этот сигнал?
— Конечно, и никакой ответственности за это не предусмотрено. Однако в России даже идет конкуренция за то, кто быстрее ответит на вызов и придет на помощь. Однажды на клик о помощи ребенка, который боялся слезть с дерева, отозвались 28 взрослых. Поэтому нам пришлось ограничить число людей, которые могут принять вызов, — сейчас их пять.
— Часто ли вы сталкиваетесь с ситуациями, когда от детей поступают ложные вызовы? К примеру, ребенок может случайно нажать на выключенный экран телефона в кармане…
— Таких ситуаций не происходит, потому что решение, нужно ли подавать сигнал о помощи в сообщество, принимает родитель. Когда поступает тревожный сигнал, мама слышит аудиофон, и, если она понимает, что все в порядке, может просто перезвонить своему ребенку и спросить, все ли хорошо.
Во времена моего детства родители спокойно отпускали детей на прогулку даже вечером. Мы знали: стоит закричать — на крик сбегутся взрослые и обязательно помогут. Времена изменились. Можно бесконечно надеяться, что ваш город станет безукоризненно безопасным для ваших детей, а можно приложить к этому свои усилия.