После краха планов военно-политической и экономической колонизации Украины с западного направления маятник американских интересов "качнулся" на восток — в фокусе нацбезопасности США оказались страны Центральной Азии. Новый подход американцев обещает в среднесрочной перспективе некие "пряники", а в итоге — "афганизацию" или "украинизацию" региона.
Для аборигенов всех азиатских, африканских и европейских стран (включая натовские) заботы Вашингтона традиционно оборачиваются экономическими проблемами, дестабилизацией, бедствиями и войнами.
США считают государства Центральной Азии зоной своих национальных интересов и одновременно зоной уязвимости России и Китая. Еще не определены ключевые фигуры новой администрации Белого дома, а избранному президенту Дональду Трампу уже формируют "повестку нацбезопасности" для "восстановления стратегических позиций Соединенных Штатов в ЦА".
Вероятно, в ближайшие четыре года агрессивная риторика и внешняя политика Вашингтона не изменятся. Незадолго до назначения советником по нацбезопасности Трампа конгрессмен Майк Уолц призвал для завершения войны на Украине ввести новые "проклятые санкции" против России — "заправочной станции с ядерным оружием". Такой подход не обещает миру ничего хорошего.
Вашингтон намерен разрушить российско-китайское сотрудничество, использовать центральноазиатские республики в прокси-войне США с Россией и Китаем. Заметим, борьба с КНР — стратегический приоритет Соединенных Штатов. Их цель — восстановить роль "главного игрока" в регионе, использовать ЦА как рычаг воздействия на Москву и Пекин в решении стратегических задач на Украине, Ближнем Востоке и Тайване.
Интересы пяти "зажатых между Россией и Китаем" стран Центральной Азии американцев особо не волнуют. Бесят лишь союзные отношения с РФ, транзитный коридор для подсанкционных товаров. К примеру, "беспрецедентный рост импорта из Евросоюза на 1026 процентов" в Кыргызстане. Тем более обидно, что США до 2014 года пользовались военной базой "Манас" и называли КР региональным "маяком демократии". Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США в 2023 году ввело санкции против нескольких кыргызстанских компаний. И сегодня американцы обещают "волну вторичных санкций", угрожают Бишкеку финансовой изоляцией на мировом финансовом рынке. Журнал The Diplomat 21 ноября нарисовал мрачную картину: Соединенные Штаты не добились заметного прогресса в Кыргызстане.
"Перетягивание каната"
С другой стороны, Казахстан представляется Вашингтону наиболее благоприятной площадкой для "реинкарнации" американской гегемонии в ЦА. Даже членство в ОДКБ не мешает Астане гибко взаимодействовать с различными государственными руководителями и структурами стран НАТО — Германии, Франции, Эстонии, Хорватии и другими. В Вашингтоне считают, что "внешнеполитические амбиции Казахстана представляют собой историческую возможность для США, которую нельзя упустить".
Американское аналитическое издание The National Interest предлагает восстановить стратегический плацдарм Соединенных Штатов в Центральной Азии "предоставлением экономических стимулов, которые конкурируют с пряниками Пекина и Москвы, при одновременном усилении сотрудничества в сфере безопасности". Правда, прямые американские инвестиции Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану незначительны и с 435 миллионов долларов в 2012 году сократились до 226 миллионов в 2023-м и 63 миллионов в 2024-м. Для сравнения: за то же время Китай направил в регион миллиарды долларов в рамках своей инициативы "Один пояс — один путь".
Россия наращивает в регионе многомиллиардные энергетические проекты (транзит газа, экспорт электроэнергии, строительство ядерных реакторов в Узбекистане). В некоторых центральноазиатских странах денежные переводы трудовых мигрантов из РФ составляют до 50 процентов ВВП (данные The National Interest). Москва укрепляет коллективную безопасность присутствием российских военных баз в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и поставляет в регион свое лучшее в мире оружие. Специальная военная операция на Украине ничуть не ослабила влияния России в Центральной Азии.
Американцы считают ключом к успеху укрепление партнерских отношений хотя бы с одной "амбициозной средней державой в регионе", склонной к сотрудничеству. Понимая, что США стремятся использовать Центральную Азию в силовых играх с Россией и КНР, осознавая сопутствующие риски, некоторые региональные игроки пытаются сохранить баланс "между сотрудничеством и противостоянием" — для продвижения собственных интересов. Вероятно, от вновь избранного Дональда Трампа ожидают продолжения принятой ранее "Стратегии США для Центральной Азии на 2019–2025 годы", направленной на "экономическое процветание региона". Мы наблюдаем, по сути, не исторический выбор на перепутье, а попытки усовершенствовать "стратегию Януковича", которая в итоге привела Украину к катастрофе глобального масштаба.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram.