Полную версию беседы слушайте в аудиозаписи.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан зампредседателя Республиканского совета ветеранов войны, Вооруженных сил, правоохранительных органов и тружеников тыла Кубатбек Кожоналиев отметил, что, говоря о надзорных органах стран СНГ, нельзя не вспомнить об истоках его создания в России.
"Петр I создал так называемое государево око, которое должно было надзирать за исполнением его указов. Чуть позже Владимир Ленин говорил, что везде в стране должно быть одно правоприменение законов. Важно понять, что прокуратура зарождалась в условиях централизованного российского государства. В мире существует много видов и форм такой структуры, как прокуратура, но мы не будем сравнивать с западными вариантами, мы говорим об отечественной практике. Нынешняя наша прокуратура является все-таки правопреемницей, почему мы и говорим о 1924 годе, которая была во времена советской власти", — отметил Кожоналиев.
Он добавил, что последняя статистика говорит о сокращении количества преступлений в Кыргызстане, в то время как западные рейтинги несколько пристрастны, иначе трактуют данные, и их , как отмечает Кожоналиев, нужно воспринимать, исходя из понимания целей, которые они преследуют.
По его словам, ранее в задачи прокуратуры входили не только надзор за единообразным применением законов, участие в судах, но и уголовное преследование. Сегодня эта функция в прокуратуре КР существует в усеченном формате. Но действующая система призвана обеспечить осуществление ряда реформ и преобразование нынешнего руководства республики.
"Скажу как практик. Прокуратура без следствия неполная. Без этой функции она не может действовать в полную силу. Следствие сегодня осталось только в Военной прокуратуре, основы которой когда-то закладывали мы с коллегами. Милиция расследует преступления против общественной безопасности, органы безопасности занимаются борьбой со шпионажем, с терроризмом и прочим. А вот тяжкие и особо тяжкие должностные преступления и преступления против личности всегда расследовала прокуратура. У нас даже была специальная должность "прокурор-криминалист", ведь не каждый следователь может разобраться в особенностях работы над приостановленными, нераскрытыми преступлениями. Возьмем российский пример, когда в составе ГП был создан следственный комитет, а потом он "отпочковался" от нее и занимается теми преступлениями, о которых я сказал. Мы говорим, что у нас свой путь, но все надзорные органы на постсоветском пространстве создавались в условиях советского законодательства, проблемы у нас примерно одинаковые, а значит, инструментарий и подходы тоже примерно одинаковые", — добавил Кожоналиев.