Пресс-центр

Каковы перспективы сотрудничества стран ЦА с Китаем — мнения экспертов

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БИШКЕК, 25 фев — Sputnik. В отличие от стран Запада, Китай не требует проведения государственных реформ в обмен на свои кредиты и инвестиции, заявила заместитель директора по научной работе Национального исследовательского института развития коммуникации (Россия) Валентина Комлева в ходе видеомоста о перспективах сотрудничества Центральной Азии и КНР.
Мероприятие прошло в пресс-центре Sputnik.
Комлева отметила, что Китай, выделяя деньги, также не требует от партнеров соответствия государственных моделей определенным стандартам, как это делают Европа и США. Пекин дает всем партнерам возможность почувствовать себя равными в распределении инвестиций, считает эксперт.
Она отметила и отрицательные моменты:
непрозрачность китайских схем финансирования;
создание долговых ловушек по кредитам, которые определенные страны изначально не в состоянии погасить;
не до конца понятные правила сотрудничества (то есть государство может начать работать с КНР по одним правилам, а закончить — по другим).
По словам Комлевой, формат "С5+Китай" будет играть положительную роль для стран ЦА, прежде всего в вопросах усиления взаимопонимания, осмысления их роли в регионе, в отношениях с соседями и внешними игроками.
Ученые Института географических наук и исследования природных ресурсов Китайской академии наук считают, что энергетическая политика центральноазиатских республик зависит от "изменений внутри национальных элит, коррупционных проблем, нехватки собственных технологий, устаревания необходимой инфраструктуры и государственного вмешательства в эту сферу".
Заместитель директора по научной работе Национального исследовательского института развития коммуникации Валентина Комлева (на экране)

"Китай выстраивает отношения с ЦА, исходя из этих позиций. По мнению экспертов, Пекин не будет сосредотачиваться только на экономическом сотрудничестве, скорее всего, он будет усиливать свое влияние и как активного актора политического конструирования Центральной Азии", — сказала Комлева.

Говоря о сотрудничестве стран региона с Россией, она назвала его давним, многосторонним и многоуровневым.
"То есть сотрудничество идет по линии регионов, отдельных институтов, гражданских коммуникаций. У него есть понятные, прозрачные и в большинстве случаев всех устраивающие нормы и правила. У России значительно больше инструментов диалога и сотрудничества со странами ЦА, чем у остальных интересантов. Есть много гуманитарных, финансовых, хозяйственных не просто связей, а взаимозависимостей. Поэтому регион остается для России приоритетным", — заявила эксперт.
Каждые новые форматы "С5+" могут стимулировать РФ к наращиванию сотрудничества с Центральной Азией, заключила Комлева.
Директор центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" Алибек Тажибаев (Казахстан) отметил, что многосторонние форматы сотрудничества — это основа для углубленного развития отношений.

"Прекрасным примером служит ЕАЭС: товарооборот демонстрирует рост, увеличился инвестиционный потенциал в сотрудничестве России и Казахстана. Уверен, что в отношениях других государств союза прослеживается похожая динамика. Некоторые участники объединения кратно увеличили ВВП благодаря ЕАЭС", — сказал Таджибаев.

По его словам, во всех республиках ЦА растет поток китайских инвестиций, а Россия и КНР всегда входят в тройку главных партнеров.
"Поэтому есть смысл говорить, что, прежде чем углублять двусторонние отношения с Китаем, следует опробовать это в формате "С5+". Экономическая субъектность центральноазиатских государств позволяет им позиционировать себя как более привлекательное поле для прямых иностранных инвестиций", — резюмировал Тажибаев.
Директор Института мировой политики Шерадил Бактыгулов (Кыргызстан) подчеркнул, что Китай остается "загадкой для региона".
Директор Института мировой политики Шерадил Бактыгулов

"Например, в Кыргызстане сохранился стереотип времен СССР, когда вся страна смотрела на Китай как на вероятного противника. Советский Союз распался, но мышление осталось. У нас скудные знания о КНР, мы воспринимаем эту страну через своих граждан, торгующих там и возвращающихся на родину", — сказал Бактыгулов.

Он добавил, что форматы наподобие "С5+" необходимы Центральной Азии, но дело не в количестве участников и размерах грантов.
"Китай высоко ценит дружеские отношения, это особенно заметно с февраля 2022 года. Пекин не примкнул к западным санкциям, наоборот, сам оказался под ними. Я читал отчеты Бюро по Южной и Центральной Азии Госдепартамента США. Про Кыргызстан там написано, что республика получает преференции от СВО, которые привели к увеличению товарооборота и поступлению денег от России и Китая. Это действительно имеет место. Речь не о том, что повысилась роль экономики Кыргызстана, а о том, что изменились транспортно-логистические пути. Это пример гибкости наших бизнесменов", — заключил эксперт.
Создание фундамента будущего — об итогах визита Садыра Жапарова в Китай