Россия и КР создали первый Экспертно-консультативный совет по истории. Государства намерены координировать усилия, связанные с защитой исторической правды и сохранением памяти об общей истории. В интервью Sputnik Кыргызстан Мягков отметил, что ее изучение требует исключительно научного подхода.
Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков: история напрямую влияет на политику. Через переписанные учебники программируется молодое поколение
© Sputnik / Евгений Биятов
/ — Михаил Юрьевич, как переписывание истории третьими странами влияет на политику и отношения между народами?
— Если какая-то третья сторона хочет разрушить единство союзников, она начинает переписывать их историю. Например, Фонд Сороса активно действовал на Украине с 1990-х годов и переписал учебники. В России происходило то же самое: через USAID и десятки неправительственных фондов проводились семинары, создавались учебники, где российская история отображалась в мрачных красках.
На Украине формировали посыл "Зачем вам Россия? Вы можете обойтись без нее". То же самое пытались внедрить в республиках Центральной Азии. Писали, что регион не нужен России, она может процветать и без него. Все это противопоставляло народы друг другу и формировало образ врага.
Сегодня мы видим последствия: на Украине неонацистский режим, в Прибалтике тоже, в Польше русофобия. В Молдове недавно издали учебник для 12-го класса, где на фотографии бомбардировщика с американскими звездами написано, что это советский бомбардировщик. Говорят, что румынские войска освободили Бессарабию во время Второй мировой, а о зверствах оккупантов ничего нет — упоминается только "террористический сталинский режим". Таких примеров, к сожалению, много.
История напрямую влияет на политику. Через переписанные учебники программируется молодое поколение. Еще в XIX веке Великобритания наметила Россию как врага, а методы воздействия через образование, СМИ и культурные программы лишь совершенствовались с развитием технологий. Сегодня интернет и искусственный интеллект усиливают эту работу, но цели остаются прежними — ослабить Россию и сделать соседние страны враждебными к ней. Причем западные фондовые и образовательные программы вовсе не заботятся о населении этих стран. К примеру, их мало интересует будущее современных украинцев. Важны ресурсы, контроль и влияние. То же говорил и Гиммлер в 1943 году: мало заботит, кто выживет, а кто умрет, главное — цель.
В Центральной Азии использовались аналогичные технологии. Из России пытались сделать "демона": сначала мелочи, затем крупные искажения. При этом забывались многовековое взаимодействие, совместное строительство общего государства и экономики, а также общая победа в Великой Отечественной войне.
Михаил Мягков: у русского и кыргызского народов положительных исторических моментов в сто раз больше, чем отрицательных
© Sputnik / Мария Девахина
— Но все-таки нельзя отрицать, что между постсоветскими странами и Россией в прошлом были противоречия и конфликты. Как работать с негативными историческими примерами?
— Их не нужно забывать. Если такие примеры замалчивать, они всплывут в чьих-то политических интересах. С историей должны работать ученые, у которых есть документы: статистика, приказы, аналитические записки. Но если выхватывать только отрицательное, возникает ложное впечатление, что наша общая история — сплошной ужас. История многогранна, необходимо говорить и о положительных, и об отрицательных моментах.
У русского и кыргызского народов положительных исторических моментов в сто раз больше, чем отрицательных. Например, уровень грамотности в Центральной Азии даже в Российской империи не превышал 2%. В Советском Союзе он вырос до 80% и выше. Открывались научные, медицинские и образовательные учреждения, при этом модернизация не уничтожала культурную идентичность народов. Россия и СССР поддерживали местные культуры, строили университеты и театры, развивали науку и культуру.
В годы Великой Отечественной войны народы объединились против общего врага. Сотни тысяч жителей Кыргызстана отправились на фронт, а люди в тылу заботились об эвакуированных детях. Женщины воспитывали беспризорных и принимали ребятишек из блокадного Ленинграда и Москвы. Это большой опыт культурного и исторического взаимодействия, о котором нельзя забывать. Как и о том, что наши народы объединяют общие ценности — забота о ближнем, уважение к старшему поколению, сохранение семьи и традиций.