27 ноября в Бишкеке пройдет саммит ОДКБ с участием президентов России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана. Будет рассмотрен широкий круг вопросов международной и региональной безопасности, подведены итоги работы организации за год. Заседание пройдет под председательством президента КР.
Крамаренко подчеркнул, что ОДКБ играет важную роль в обеспечении безопасности стран-участниц.
"Это не только наличие сил оперативного реагирования, но и всестороннее взаимодействие силовых ведомств по таким направлениям, как киберзащита, противодействие терроризму и экстремизму, борьба с наркотрафиком и незаконной миграцией. Самый главный фактор — защита от военной агрессии третьих стран. Кроме того, в рамках военно-технического сотрудничества армии государств ОДКБ оснащаются современным вооружением, а в этом году был поднят вопрос и о подготовке кадров для ВПК", — сообщил Крамаренко.
По его словам, сегодня страны ОДКБ сталкиваются с целым комплексом вызовов и угроз.
"К актуальным внешним вызовам и угрозам относятся наркотрафик, терроризм, активность радикальных экстремистских группировок. Возможное незаконное пересечение границ центральноазиатских стран боевиками из Афганистана тоже способно стать дестабилизирующим фактором. На западных рубежах ОДКБ наблюдаются расширение НАТО и связанное с этим противостояние на Украине, которое может усугубиться за счет вовлечения в конфликт Молдовы или Беларуси", — объяснил эксперт.
Он добавил, что к особенной внешней угрозе, потенциал которой анализирует ОДКБ после пандемии COVID-19, относятся трансграничные инфекции, поэтому обеспечение биологической безопасности является важной задачей организации. К внешним угрозам следует отнести и деструктивное использование информационных технологий для проведения кибератак, мероприятий по дезинформации в рамках нарративных войн, инструментарий которых направлен на подрыв доверия между членами ОДКБ и искажение коллективной памяти.
К внутренним угрозам относятся возможные межнациональные и межконфессиональные конфликты, конфликтогенность совместного водопользования и другие подобные проблемы.
"Потенциал этих угроз во многом зависит от внешнего нарративного влияния. К примеру, известно, что на Западе, прежде всего в США, активно используют такой инструмент, как нарративная разведка. Очевидно, что странам ОДКБ для противодействия необходимо выявлять первоисточник деструктивного нарратива, цели его воздействия, а также каналы, участвующие в его распространении", — сказал Крамаренко.
Он отметил, что широкой аудитории о деятельности ОДКБ известно немного.
"У большинства людей сложилось мнение, что это "организация одной операции": речь о событиях января 2022 года в Казахстане, когда в результате заранее спланированной из-за рубежа агрессии была совершена попытка госпереворота. Благодаря оперативному реагированию на просьбу президента республики туда ввели ограниченный контингент сил ОДКБ, который обеспечил охрану критической инфраструктуры, а казахстанские силовые ведомства высвободили силы для пресечения антигосударственной деятельности. Но эффективность ОДКБ должна оцениваться не по количеству таких операций, а по отсутствию критических ситуаций, то есть их раннему предупреждению, в результате чего отпадает необходимость задействовать КСОР", — уверен политолог.
Он напомнил, что в рамках объединения проводится обмен достоверной разведывательной информацией, содержащей, например, данные о подготовке силовых акций, которые могут перерасти в госпереворот или гражданскую войну.
"Только за последние три года был проведен ряд важных операций, в числе которых "Наемник" (против вербовки и выезда граждан стран ОДКБ для участия в деятельности международных террористических группировок), антинаркотические операции "Канал" с участием финансовых разведок государств-членов, а также операции против незаконной миграции "Нелегал". Об этих мероприятиях, к сожалению, знает только небольшой круг специалистов, что позволяет нашим геополитическим оппонентам продвигать нарратив о том, что ОДКБ — неэффективная организация. Нужно наращивать эффективность информационно-имиджевого сопровождения ее деятельности", — отметил Крамаренко.
Эксперт резюмировал, что необходима активная работа в сфере публичной дипломатии, которая раскрыла бы оборонно-миротворческую направленность ОДКБ. Кроме того, по его словам, следует внедрить формат "ОДКБ+", способный стать эффективной площадкой для развития взаимодействия с другими государствами в сфере безопасности.