Каковы основные показатели развития экономик стран ЕАЭС? Какая выгода Кыргызстану от членства в объединении? Для чего ЕАЭС налаживает сотрудничество с зарубежными странами и как это влияет на экономику КР? Эти и другие вопросы мы обсудили в интервью.
— Раскройте, пожалуйста, статистику экономических показателей стран ЕАЭС, в том числе Кыргызстана, за уходящий год.
— В союзе сохраняется позитивная динамика экономического роста, несмотря на такие сложные внешние факторы, как геополитическая и санкционная ситуация, торговый протекционизм, царящий в регионе и в мире, и так далее. По итогам девяти месяцев рост ВВП союза составил 1,7 процента. При этом хочу отметить те страны, которые показывают высокие темпы роста: Армения (6 процентов), Казахстан (6,3) и Кыргызстан (10). То есть у нас самый высокий показатель.
Помимо этого, Кыргызстан является лидером в росте промышленного производства. Если в целом по союзу промышленность выросла на 1,3 процента, то в Кыргызстане почти на 10! Лидерами по инвестиционной активности в основной капитал являются Армения (20 процентов) и Кыргызстан (почти 19). Что касается розничной торговли, то в целом по союзу рост составил 3,3 процента, а в Кыргызстане — 24.
— Какую роль, на ваш взгляд, в этих небывалых темпах экономического роста играет членство стран в ЕАЭС?
— По нашим данным, интеграционные меры 2021–2024 годов обеспечили вклад порядка 43 миллиардов долларов. В первую очередь стоит рассказать о тех эффектах, которые дает членство в ЕАЭС Кыргызстану. Одна из главных свобод ЕАЭС — свобода передвижения товаров, и здесь удалось достичь серьезных результатов. Если в 2015 году объемы взаимной торговли со странами объединения составляли около 2,5 миллиарда долларов, то сейчас этот показатель вырос до 5,5 миллиарда, то есть в 2,2 раза. Экспорт товаров из Кыргызстана в страны союза вырос в 4 раза (был на уровне 410 миллионов долларов, вырос до 1,7 миллиарда).
Около 78 процентов всей текстильной продукции, производящейся в Кыргызстане, отправляется в страны ЕАЭС, до 60 процентов продовольственных товаров и агросырья также отправляется на рынки союза. Приведу еще один яркий пример: если в 2015-м экспорт свежемороженой рыбы из Кыргызстана составлял 7 тысяч долларов, то на сегодня этот показатель вырос до 9,8 миллиона. Все эти показатели — результат интеграции.
Помимо этого, хотелось бы отметить товары, которые впервые стали поставляться на рынки ЕАЭС: с этого года Кыргызстан начал экспортировать облицовочную керамическую плитку, вычислительные машины и кондиционеры. В целом оборот высокотехнологичной продукции в союзе удвоился за последние пять лет, а в Кыргызстане возрос в 20 раз! Республика наращивает экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.
Скачкообразный рост наблюдается и в электронной торговле внутри ЕАЭС: в 2024 году она выросла на 80 процентов по сравнению с 2023-м. Это происходит в том числе потому, что в союзе принимается нормативная база, регулирующая эту сферу, разработано соглашение, внесены изменения в Таможенный кодекс в части декларирования этих товаров при импорте, рассматриваются вопросы обращения товаров с точки зрения технического регулирования… Работа продолжается и приносит плоды: мы уже видим, что кыргызстанские товары могут быть широко представлены на рынках Казахстана и России.
Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Данияр Иманалиев
© Фото / пресс-служба ЕЭК
Также правительства стран союза вместе работают над решением проблем: в сентябре прошлого года все республики столкнулись с ростом потребительских цен, который составил примерно 8,4 процента. Тогда мы приняли меры, чтобы страны могли вернуться к своим целевым показателям. В целом рост инфляции был связан с внутренним спросом и удорожанием продовольствия, цен на топливо и услуг ЖКХ. Чтобы свести на нет эти изменения, мы снизили или обнулили таможенные пошлины на самые важные товары, в первую очередь на плодоовощную продукцию, чтобы насытить внутренний рынок. Были также приняты меры в сфере топливно-энергетических ресурсов. Это только один пример, как правительства сообща работают над стабилизацией макроэкономических показателей во всех странах объединения.
Ну и в целом стоит остановиться на идеях интеграции. Для производителей открывается рынок стран союза — 188 миллионов потребителей. Среди преимуществ вопросы продовольственной и энергетической безопасности, вопросы перемещения наших трудовых ресурсов, также это возможность реализации кооперационных проектов.
Почему это важно и выгодно для Кыргызстана? Во-первых, это высокотехнологичные проекты, которые можно реализовывать внутри страны. Да, среди критериев отбора на финансирование со стороны ЕЭК есть пункт, что в проекте должны участвовать минимум три страны союза, однако Садыр Жапаров предложил разработать механизмы поддержки малых экономик, и сейчас эта работа ведется.
Помимо этого, среди критериев отбора — использование местного сырья и местной рабочей силы, что очень хорошо для экономики страны и интеграции в целом.
Следующее направление, о котором хотелось бы упомянуть, — развитие стандартов качества продукции. Наши стандарты, прописанные в регламентах ЕАЭС, одни из самых высоких в мире, и применяются они и к производству, и к импорту продукции. В этом плане мы обеспечиваем защиту и нашего рынка, и прав потребителей, и здоровья людей, проживающих в странах ЕАЭС.
— В уходящем году мы видели много сообщений, что ЕАЭС налаживает более тесные связи с третьими странами. Расскажите подробнее, как строится это взаимодействие.
— Мы ведем работу в нескольких форматах. Первый — работа со странами-наблюдателями ЕАЭС: Узбекистаном, Кубой и Ираном. С ними мы ведем системный диалог, они принимают участие в заседаниях органов союза. Помимо этого, работаем над снижением торговых барьеров.
Второй формат — это взаимодействие в рамках соглашений о свободной торговле. Такие документы у нас подписаны с Вьетнамом, Сербией, Ираном, на уровне согласования соглашения с Арабскими Эмиратами и Монголией, готовимся к подписанию с Индонезией, ведутся переговоры с Индией. Кроме того, у нас есть непреференциальное торговое соглашение с Китаем, который остается одним из ключевых партнеров.
Третье направление — работа с другими интеграционными объединениями. Мы активно обмениваемся опытом и передовыми практиками с такими родственными организациями, как СНГ и ШОС, также работаем с АСЕАН, Африканским союзом, БРИКС.
Что касается конкретной выгоды от этой работы, то благодаря тому, что ЕАЭС свободно торгует с Вьетнамом (торговля между КР и этой страной увеличилась в 14,5 раза), наша страна имеет возможность поставлять свои товары на рынки отдаленных стран.
Мы видим, что сегодня центры экономической активности смещаются на восток, меняются товаропотоки, и Кыргызстан может использовать свое членство в ЕАЭС и соседство с тем же Китаем для развития транзитного потенциала. Это может повлиять сразу на несколько секторов экономики: развитие транспорта, автомобильных и железных дорог, авиасообщения, логистической инфраструктуры (складские помещения, финансовые, туристические, консультационные услуги).
На все это влияет и внутренняя политика государства в части привлечения инвестиций и тех реформ, которые проводятся для улучшения бизнес-климата, экономической, политической стабильности в стране. В то же время это возможности, которые мы получаем с точки зрения участия в союзе при взаимодействии со странами ЕАЭС.
— Какие направления работы станут приоритетными для вас в 2026 году?
— И на 2026-й, и в целом на ближайшую пятилетку главным направлением является обеспечение нашего общего рынка ключевыми товарами и ресурсами. Здесь большая работа ожидается в плане цифровизации всех процессов: это и направление государственных закупок, и прослеживаемость товаров, и маркировка, и электронная торговля, и обмен информацией между уполномоченными контролирующими органами. Ведется непрерывная работа по вопросам пересечения границ, безбарьерного внутреннего перемещения товаров.
Другое большое направление — кооперационное развитие промышленности. Будет вестись работа и по реализации уже одобренных проектов, и по расширению механизмов — сегодня рассматриваются только проекты в сфере промышленности, а по предложению сторон этот механизм расширится и до агропромышленного комплекса. Отмечу, что это очень важно для Кыргызстана, потому что страна у нас аграрная, переработка и экспорт сельхозпродукции остаются ключевыми отраслями экономики.
Следующее направление — евразийские коридоры. Мы продолжим работать над бесшовным, безбарьерным перемещением товаров. Будем внедрять электронные сопроводительные документы. Уже в феврале 2026 года начнется применение навигационных пломб. Большая работа ожидается и по новым направлениям: цифровые проекты, внедрение искусственного интеллекта в различные процессы, климатическое, углеродное регулирование, кооперация в вопросах устойчивого развития.
Помимо этого, мы приняли документ, который называется "Основные макроэкономические ориентиры на ближайшие три года". В его рамках планируем вести работу по обеспечению макроэкономической стабильности в государствах — членах союза. Будем давать рекомендации, чтобы усилить интеграционные процессы, обеспечить стабильность развития экономик.