Когда-то обычная 22-летняя девушка приехала из Кыргызстана и устроилась официанткой в ресторан Санкт-Петербурга. Спустя всего три месяца она стала руководителем сразу двух питерских заведений!
Сейчас Гузеля Камбарова работает генеральным директором крупнейшей сети ресторанов Кыргызстана. Она откровенно рассказала про свой нелегкий путь на вершину.
— Расскажите о своем детстве.
— Не могу сказать, что оно у меня было счастливым. Мама родила меня в первом браке, с отчимом мои отношения не сложились.
Чтобы не создавать дискомфорт в маминой семье, бабушка с дедушкой забрали меня на воспитание. Но у них не всегда получалось возиться со мной, и я жила у родственников: то у дяди полгода, то у тети — год. Была то в Кыргызстане, то в России, то в Узбекистане.
Я не жалею о своем детстве, ведь оно сделало меня сильной, гибкой, упорной. Сменив 16 школ, я научилась находить общий язык с людьми. Мне пришлось очень рано повзрослеть: в 14 лет я уже поступила в университет.
— Вы ведь рано стали работать, не так ли?
— Да, еще на втором курсе устроилась посудомойкой. Просто у нашей семьи было тяжелое материальное положение. Например, в университете я носила вещи, оставшиеся еще с девятого класса. Как видите, не до лоска.
Затем стала официанткой. Повезло, что я была рослым ребенком: в мои четырнадцать мне давали все семнадцать.
— Расскажите о бишкекских кафе того времени. Какими они были?
— В начале 2000-х ресторанная сфера в Бишкеке только зарождалась. Особой популярностью пользовались места, где играли музыканты и подавали мясо по-французски.
Это был богатый опыт. Позже я написала пособие для официантов на 150 страниц, где подробно описывается, что можно делать, а что категорически нельзя.
— Как вы уехали работать в Санкт-Петербург?
— У меня там живет тетя. Работу я нашла быстро, ведь в точках общепита всегда требуются люди. За три месяца я из простой официантки превратилась в управляющую двумя ресторанами.
— Как вам это удалось?!
— Тот ресторан принадлежал крупной компании, которая также владела строительным бизнесом. Как-то раз у нас проходил большой банкет, за столом сидел хозяин этого бизнеса.
Официанты боялись к нему подходить, и я решила обслужить его сама. Неожиданно мы разговорились, он стал задавать вопросы о моем образовании, цели в жизни. Я не сразу поняла, что это собеседование.
Потом мне предложили взять бразды правления этим рестораном в свои руки. Вскоре под моим руководством было уже два заведения. На тот момент мне исполнилось всего 22 года.
— Но вы ведь оставили эту работу, чтобы снова стать официанткой. Зачем?
— Во-первых, в новом ресторане хорошо обучали сотрудников, а во-вторых, там хороший заработок. Попасть туда было очень непросто.
В этих местах ты обслуживаешь максимум 10 человек в день, средний чек начинается от 500 долларов, а твой клиент может заплатить 10 тысяч долларов за вино.
— Почему вы решили вернуться в Бишкек?
— Я и не думала возвращаться! Просто 6 лет назад приехала на месяц повидать родных и… осталась.
— Было ли что-то такое на родине, к чему пришлось заново привыкать?
— Меня поразила всеобщая грубость. Я ведь помнила, какие в Бишкеке доброжелательные люди, а тут что-то изменилось. Какой-нибудь молодой человек может плюнуть, попасть на твою обувь и даже не извиниться. Меня очень смутила агрессия мужчин по отношению к женщинам.
— Легко ли вы нашли работу?
— Год я сидела дома — хотелось отдохнуть. А потом узнала, что знакомые семьи ищут человека к себе в компанию. Так я устроилась HR-менеджером в одно заведение. Там и работаю по сей день.
Сначала занималась подбором персонала, но стала подмечать, что можно улучшить в работе заведения, делопроизводстве. Постепенно стала управляющей.
Дело пошло. Через 6 месяцев мы открыли свое первое заведение — чайхану NAVAT. Наш бренд стал зарождаться с открытием еще одного заведения — мы поняли, куда надо стремиться. Потом открылась еще одна точка, следом еще… Сейчас у нас семь заведений, еще три на стадии строительства.
— Как вас назначили генеральным директором?
— Все решилось само собой. Два года назад ко мне пришли и сказали: "Давай ты займешь эту должность, все равно без твоей подписи тут ничего не происходит". На тот момент мне исполнилось 32 года.
— Сложно ли управлять такой махиной?
— Я создала всю систему сама, спотыкаясь на собственных граблях. Особенно тяжело нам далось открытие третьего заведения, так как катастрофически не хватало сотрудников. Сейчас-то мы сами готовим для себя персонал. Например, у нас работают двое управляющих, которые когда-то устраивались к нам официантами.
— Часто владельцы ресторанов жалуются, что в Бишкеке молодежь не воспринимает труд в кафе как работу. Для большинства это что-то временное.
В кафе всегда есть возможность роста. Можно зарабатывать вполне приличные суммы, все зависит от желания человека. Кто-то обслуживает два столика в день, а кто-то — 30. В среднем официанты в Бишкеке получают около 25 тысяч сомов, плюс чаевые. Сколько оставляют клиенты, мы не знаем.
— А сколько не стыдно оставить официанту?
— Если меня обслужили хорошо, я оставлю 15-20 процентов от счета. Если плохо — 5.
— Бытует мнение, что у нас на серьезные должности попадают только родственники владельца компании. Как вы к этому относитесь?
— Вы думаете, человек готов рискнуть многомиллионным бизнесом, чтобы трудоустроить какую-нибудь родственницу? Вряд ли.
— Какие блюда в Бишкеке самые востребованные?
— Национальные, которые мы едим каждый день. Мы любим наедаться порцией больших и вкусных мант за 200 сомов. Такая кухня всегда будет востребована.
А вот европейские блюда в нашем заведении не пошли. Нет, речь не о бефстроганове, в каждом доме знают, что это такое. Я имею в виду салаты с кисло-сладкими соусами или креветками. В других заведениях это популярно, но к нам люди приходят за национальной кухней.
— У нас часто можно услышать про массовые отравления в кафе. Почему так происходит?
Именно поэтому большинство рестораторов хотят полностью запретить приносить с собой продукты извне.
— У вас в заведении есть такое ноу-хау: приносить гостям небольшую чашку чалапа. Как вы это придумали?
— Сейчас во многих кафе гостям подают комплименты: сухарики, варенье, конфеты. Мы решили тоже подать напиток, который бы вызывал желание поесть и ассоциировался с национальной кухней. Идея зашла великолепно!
Вообще, у нас было много экспериментов. Какое-то время наши официанты присаживались на корточки, чтобы создать визуальный контакт с гостем. Но они нововведение не поняли, и мы от этой идеи отказались.
— Расскажите о вашей семейной жизни.
— Я в разводе. У меня был ранний брак — вышла замуж в семнадцать. Когда мне исполнилось 19 лет, у нас родился сын, а спустя год мы подали на развод. Расстались не потому, что он плохой. Дело в том, что мы были больше друзьями, чем супругами.
На самом деле я ни о чем не жалею. Я двигалась вперед, ведь за плечами были сын, мама. Сложности ведь только мотивируют.
Обязательно почитайте интервью с Инабат Латиповой. Она 9 лет сидела дома с детьми, а теперь топ-менеджер крупной сети ресторанов.