Тридцатилетнюю Инабат Латипову можно встретить на многих столичных мероприятиях. Она работает PR-директором "Навигатор групп" — сети ресторанов, отелей и спортивных центров. Когда-то молодая женщина от скуки завела страничку в Twitter и быстро стала популярным блогером. Вскоре ей сделали предложение, от которого она не смогла отказаться.
— Расскажите о своем детстве.
— Я родилась в совершенно обычной семье, мои родители — настоящие трудяги. Папа работал шофером, а мама в 1990-х превратилась из товароведа в хозяйку кафе. Между прочим, по меркам Балыкчи она крупный ресторатор. У родителей три дочери, я средняя.
После девятого класса я уехала в Бишкек и поступила в финансовый техникум, чтобы изучать банковское дело. Там студентам почему-то внушали, что мы будем супервостребованными специалистами. Однако, когда я пошла устраиваться на работу в банк, мне отказали: дескать, в вас слишком много юношеского максимализма… Кстати, у меня был родственник в руководстве этого банка, но он даже не знал, что я пыталась туда устроиться.
— Вы стали работать в семейном кафе?
— Да. Я была и официантом, и кассиром, и барменом. Если требовалось, прибегала на кухню что-нибудь пожарить или порезать. У мамы особенно не выпендриваешься…
— Где вы жили?
— Поскольку муж военный, нам приходилось часто переезжать. Мы жили то в Балыкчи, то в Бишкеке.
— Вам ведь удалось получить высшее образование?
— Да, я поступила на заочное отделение вуза в 2010 году. Если честно, диплом был для меня совершенно не важен. Казалось, что я проведу дома всю жизнь, пока не покроюсь плесенью или не скончаюсь. На высшем образовании настаивала мама.
Учиться мне было легко, просто надо было вникнуть. Хотя на экзаменах я просила профессоров: "Не судите строго, я домохозяйка, мой мозг атрофировался". После экзаменов меня успокоили: "Ваши ответы получше многих". Я провалила только один экзамен. Пришла домой, обняла детей, а в голове крутилась всего одна мысль: я их опозорила. Сейчас думаю: с чего я тогда так расстроилась?
— Вы говорите, что жили и в Бишкеке, и в Балыкчи. Не трудно было возвращаться из столицы в маленький город?
— Знаете, даже дети скучали. Конечно, я люблю родной городок, но там мало возможностей для саморазвития.
— Чем там занимается молодежь?
— Развлечений немного, некоторые люди "скрашивают" досуг выпивкой. Впрочем, сейчас у каждого в телефоне есть Интернет, так что появились новые возможности для развития.
— Вы ведь тоже этим воспользовались и создали очень популярный по местным меркам аккаунт в Twitter.
— Я была домохозяйкой, и мне не хватало общения. Сначала моим лучшим другом был телевизор, благо потом появились смартфоны с Интернетом. Первым делом я подписалась на странички звезд, которых видела по ТВ. Я фанатично люблю книги и вообще тот еще буквоед, поэтому хорошо умею формулировать мысли. В этом плане мне подошел Twitter, где решающую роль играют именно слова. Кстати, моя страничка "Мама в тви" позволила мне получить работу мечты.
— Как это произошло?
— Я даром времени не теряла. Мне были неинтересны форумы-трэши о келинках, флиртовать с анонимными поклонниками тоже не хотелось. Я узнала, что в одном ресторане премиум-класса нет SMM-специалиста. Что требуется от таких сотрудников? Привлекать аудиторию, создавать интересные посты, держать людей "в тонусе". Мне это легко удавалось в Twitter.
Сначала я вела одно заведение, потом еще… В месяц могла заработать от 20 тысяч сомов, для Балыкчи это очень прилично. Потом учредители холдинга предложили мне должность в штате, поверили в меня.
— Вы сразу согласились?
Я работаю уже два года. За это время из женщины, которая просидела дома девять лет, превратилась в топ-менеджера, и очень люблю свою работу.
— Легко ли было освоиться?
— Адаптация прошла быстро. Я очень боялась не оправдать доверие учредителей, поэтому читала много специальной литературы. Хорошо, что Интернет знает все.
— Чем именно вы занимаетесь?
— Быть пиарщиком в Кыргызстане — значит налаживать связи, заниматься рекламой, маркетингом, организацией мероприятий. Иногда надо нарисовать афишу, и я становлюсь графическим дизайнером. К счастью, в Google есть миллионы статей и видео, подсказывающих, как это сделать.
— Сколько заведений принадлежит вашему холдингу?
— Шесть ресторанов, две гостиницы, столько же спортивных центров и культурный центр "Асанбай".
— Интернет подарил всем возможность обругать не понравившийся ресторан или кафе. Как вы с этим справляетесь?
— Каждый негативный отзыв доходит до руководства. Я связываюсь с человеком, выясняю детали. Затем мы "поднимаем" всех менеджеров, поваров, официантов, проводим свое расследование. Если они действительно совершили ошибку, я звоню тому, кто оставил жалобу, и приношу извинения. Если же нашей вины нет, я предоставляю ему всю информацию. Главное, чтобы клиент понимал — мы его слышим.
— Однажды я наткнулась на пост, автор которого опубликовал счет из одного вашего ресторана. Ему не понравилось, что пол-литра воды стоит 100 сомов.
— Нельзя сравнивать стоимость воды в магазине и ресторане! Это неправильно, ведь по сути, приходя в заведение, вы не покупаете воду, а приобретаете настроение. Певец, который работает для вас, официант, подбегающий по первому зову, — все это включается в стоимость меню. У ресторанов очень много расходов. Мы стараемся, чтобы людям нравилось к нам ходить. Впрочем, в Бишкеке около двух тысяч кафе и ресторанов, поэтому каждый может выбрать место по вкусу.
— Сейчас в большинстве заведений действуют дресс-код и фейс-контроль. Что нужно сделать, чтобы тебя туда не пустили?
— Мы стараемся не пускать в питейные заведения людей моложе 21 года. Не любим агрессивных граждан. Для нас важно, чтобы каждый гость чувствовал себя в безопасности.
Чаще всего жертвами агрессии становятся девушки и иностранцы. Я лично вешала объявление в женской уборной одного заведения: "Если кто-то из посетителей доставляет вам неудобства, скажите об этом администратору".
— Журналистов иногда обвиняют в пропаганде разводов. Дескать, мы специально находим успешных женщин, которые развелись, и пишем о них. На самом деле часто получается, что мужчины уходят от сильных жен. Как вам удается сохранять свой брак?
Если я не успеваю что-то приготовить, мы представляем себя ресторанными критиками и отправляемся в какое-нибудь заведение. Все вопросы решаем вместе… Ох, тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!
Обязательно почитайте историю Бермет Тологоновой. Этой роскошной женщине удалось добиться невероятных успехов в ресторанном бизнесе.