Сможем ли мы предложить туристам что-то, кроме "гаишник-шоу"?

© Sputnik / Табылды КадырбековУчастник больших скачков на дистанции в 80 километров в рамках II Всемирных игр кочевников. Архивное фото
Участник больших скачков на дистанции в 80 километров в рамках II Всемирных игр кочевников. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Почему нам явно не хватает одних Игр кочевников, или как забить наши отели счастливыми туристами, узнала корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева.

Прежде чем листать дальше, вам надо узнать, что такое "ивент", так как мои собеседники Сергей Долженков и Сергей Макаров произносят это слово по двадцать раз в минуту. 

© Фото / Эльдар Сыдыков Телеведущий и эксперт по оргразвитию Сергей Долженков
 Телеведущий и эксперт по оргразвитию Сергей Долженков - Sputnik Кыргызстан
Телеведущий и эксперт по оргразвитию Сергей Долженков

Так вот, ивент — это мероприятие. Такое, как олимпиада, например, или вечеринка для любителей токмокских горных тушканчиков. Основатели агентства "SunHouse Team" занимаются этим профессионально: придумывают все, чтобы жить стало здорово, жить стало веселее. 

© Фото / Азамат ТынаевДиректор "Института новых медиа" Сергей Макаров
Директор Института новых медиа Сергей Макаров - Sputnik Кыргызстан
Директор "Института новых медиа" Сергей Макаров

— Я проблемы не вижу вообще. Уж что-что, а развлекаться мы умеем…

С.М.: Наша индустрия развлечений местечковая. Мы знаем, что миллионы туристов едут в Германию на Октоберфест. Многие отправляются в Голландию на фестиваль тюльпанов, толпами посещают фестивали шопинга в Дубае. Мы подобным пока похвастать не можем. В прошлом году только пришли к тому, что пора вырастать из своих штанишек и открыться мировому рынку. 

Эта сфера в связи с евразийской интеграцией очень сильно изменилась. Наконец-то и в нашей стране стали проводить мероприятия международного уровня. Например, в Кыргызстане Wedding Expo — это международная франшиза.

— А нам это все зачем? Собираются какие-то люди, на это тратятся деньги. Стоит ли радоваться очередной непонятной посиделке визажистов или автолюбителей?

С.Д.: Представим ситуацию: рынок разрознен, и каждый предприниматель считает, что все вокруг пытаются его обмануть. Вот он сидит в своей маленькой норке и даже не пытается ни с кем подружиться. Какое качество услуги он может, на ваш взгляд, предложить?

— Грустное…

Экс-звезда "Азия MIX": кыргызстанцы не любят пошлятины на праздниках
С.Д.: Местечковое. А благодаря таким профессиональным событиям бизнесмены понимают, какие тренды нынче в моде, что могут дать конкуренты. Они могут пообщаться с коллегами из других стран. Это просто: еще вчера ты был "вчерашний день", но завтра сможешь измениться. Повышаются стандарты на рынке в целом. Два года назад Игры кочевников оказались приятным откровением. 

— Оцените по десятибалльной шкале, на каком уровне проводятся мероприятия в Кыргызстане.

С.Д: Хитрый вопрос. На каком уровне наши ивенты по сравнению с карнавалом в Рио-де-Жанейро? По количеству привлеченных туристов — "двоечка". По степени организации и вовлеченности местного населения — "четверка". По оригинальности идеи — 8 баллов, и так далее… Теперь возьмем фестиваль дынь в Узбекистане. Мы круче по всем показателям. Видите, тут все смотря с чем сравнивать.

С.М.: Самым объективным пока остается лишь то, сколько это событие приносит людям и государству. К разговору об Играх кочевников: если 99 процентов посетителей — местное население, то это не заработок, а пиар. Хотя тут, конечно, нужно время. Чтобы раскрутить ивент, требуется пять лет. Чтобы сделать его всемирно известным — 20. Чтобы все это стало приносить какие-то ощутимые деньги, понадобится 25 лет. 

Куршевель и все деревни вокруг него живут за счет горнолыжного сезона, когда миллион туристов едут туда, живут там, едят, покупают сувениры.

С.Д.: Туристы готовы сорить деньгами в обмен на красочное шоу. А какие эмоции мы им можем дать?

С.М.: Гаишник-шоу! 

Как парикмахер стал одним из лучших телеведущих в Кыргызстане
С.Д.: У нас проблемыс качеством обслуживания. А куда туристу деваться? Ты же уже здесь! Но ведь этот человек завтра поедет домой и будет вспоминать об этом в кругу друзей! Сейчас у него есть аккаунт в соцсетях, где могут быть десятки тысяч подписчиков. Если человек приезжает и попадает в индустрию развлечений, то у него нет шансов сказать о нас плохо. 

С.М.: С Евразийским союзом растет интерес к стране у корпоративного сегмента. 

— Это что такое?

С.М.: Массовый сегмент — это когда обычный человек сам покупает билет и едет. На Олимпиаду, например. А есть еще корпоративный сегмент, когда компании устраивают для своих сотрудников выезды в другие страны. Это очень интересно. Допустим, вы торгуете хлебом в проходимом месте, все идут с работы и покупают его. А в соседнем районе есть кафе, которому тоже нужен хлеб. Вы начинаете продавать хлеб владельцу кафе и в какой-то момент понимаете, что оно дает больше денег, чем люди, покупающие хлеб в розницу.

То же самое с туризмом. Массовый сегмент так и работает. Но сколько времени надо продавать путевки, чтобы забить сто номеров? А ведь это всего один рабочий коллектив. 

Сейчас Кыргызстан стал интересен как деловая площадка, где можно проводить евразийские встречи, конференции. Но рынок не должен ждать, пока приедут иностранцы и смирятся с тем, что у нас есть. Рядом очень много конкурентов. 

— А что есть в нашей стране такого, к чему можно привить любовь мирового сообщества?

С.Д.: Во-первых, наша замечательная природа. Во-вторых, лошади. В-третьих, у нас уникальная кулинарная культура: много экологически чистых овощей и фруктов. 

С.М.: Это не какие-то там громкие слова. В Гонконге и Сингапуре даже собачку погладить негде.

С.Д.: Наши гости из Японии провели два часа с коровами. Они никогда в жизни не видели коров вот так, в естественной среде обитания.

С.М.: Москвичи восхищались нашими яками. Селфи делали, рассматривали их. А на южный берег Иссык-Куля приезжают любители йоги, гимнастики, духовных практик. 

Аэропорт Манас. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
После открытия ВИК дети-комузисты оказались никому не нужны — "Айгине"
Помимо этого, на Иссык-Куле можно и заниматься делами, и отдыхать. Вроде как сидишь и проводишь какую-то конференцию, а с другой стороны — достаточно выйти из зала, дойти за две минуты до пляжа — и ты на отдыхе. Не надо никого куда-то намеренно везти. 

Конечно, к нам никогда не приедут Google и Apple, не станут презентовать на Иссык-Куле айфоны. Но есть и другие форматы, рассчитанные на другую категорию людей. Спортсменам, например, здесь очень хорошо…

С.Д.: Мы могли бы даже конкурировать на рынке тренировок для космонавтов. Это же у нас когда-то было! Да мы и сами хотим отдыхать по-человечески — ходить по вечерам на шоу-балет или на выступления фольклорных ансамблей. Это нужно не только в Бишкеке, но и в регионах, где много туристов. 

Помимо того, наша страна может стать потрясающей экспериментальной площадкой для альтернативных источников энергии. Это ведь тоже современный тренд!

— Как бы вы организовали мероприятие, посвященное солнечным батареям или водородному двигателю?

С.Д.: Я бы сделал акцент на людях, которые подвержены протестным настроениям, которых смущает смог в городе, которые против атомной энергии. Создал бы рабочую площадку, где люди могли бы демонстрировать опытные модели двигателей на солнечной, водной и ветряной энергии. 

С.М.: Такие стихийные выставки есть в Казахстане. Мы тоже можем проводить подобное каждый год. 

С.Д.: Но тут сразу встает вопрос: сколько пятизвездочных отелей готовы принять инвесторов для такой тусовки? Какая площадка может вместить 2 тысячи экспонатов?

С.М.: На Иссык-Куле нет ни одного отеля, который был бы частью крупной сети, такой как "Хилтон" или "Хайятт".

С.Д.: Вся делегация из 150 человек хочет поселиться в одноместных номерах в одном отеле. Для них отдельные домики — это частный сектор. Вы можете вспомнить у нас хоть одну гостиницу, где есть столько номеров? Я вам назову две, но это back to USSR. У моей бабушки плитка в туалете новее, чем там. Они хотят большое здание с десятью конференц-залами для тренингов, тренажерным залом и бассейнами, с хорошим баром. У нас пока такого нет.

Если у нас в стране появятся ивенты, будет ради чего все это отстраивать. 

— Мы сами готовы к тому, чтобы бороться за туристов?

Всадники на лошадях во время театрального шоу в рамках ВИК на джайлоо Кырчын. - Sputnik Кыргызстан
Если бы Чингисхан был жив, он был бы здесь — Guardian об Играх кочевников
С.М.: Не очень. Иностранные туроператоры не могут предлагать туристам путевки на Игры кочевников, если сами толком не знают, что это такое. Но попробуйте привезти коллег из других стран к отелю и сказать: "Дайте им пожить тут три дня, чтобы они походили, посмотрели, вернулись на родину и рассказали, как у нас хорошо". Не дадут! Артисту какому-нибудь попробуйте сказать: "Приехали представители 30 туркомпаний, выступи бесплатно". Мы же его потом будем "продавать"! "А какие гарантии, что меня потом купят?" — спрашивает. А нет гарантий! Сами играем ва-банк за свой счет. 

— Как так получилось-то? Всегда ведь сначала надо вложить, а потом получать дивиденды. 

С.М.: Не было прецедента. Какие большие события происходили в нашей стране?

С.Д.: В 2007 году в Кыргызстане прошел саммит ШОС, и после этого у нас стало больше политических событий. А теперь вспомните социальные или спортивные мероприятия…

— Футбольный матч Австралия — Кыргызстан.

С.Д.: И что там произошло?

— Не, там грустная история, конечно. Перелезающие через забор болельщики, люди, заплатившие за билет, но оставшиеся без мест… 

С.М.: Теперь вспомните, как после этого вырос уровень нашей федерации!

С.Д.: Стандарт работы ивент-организаций можно поднимать. Один из инструментов — Центральноазиатская премия. Она заставит организаторов не только выделить лучшие ивенты, но и находить тренды, двигаться. 

С.М.: На том же Западе для журналистов есть куча премий. Мы каждый год ждем, чтоб узнать, какие фотографии получат Пулитцеровскую премию. И это хорошая мотивация.

— А Центральноазиатская премия кого будет касаться?

С.Д.: Кыргызстана, Таджикистан, Узбекистана и Казахстана. 

— У нас и так куча премий — вплоть до того, что выбирают самую стильную строительную компанию. В честности многих из них я очень сомневаюсь. Кто и как будет выбирать лучшего?

С.Д.: Это не только у нас, такой вопрос задавали еще древние греки. В местных премиях, возможно, все так и есть — кто больше дал, тот и молодец. И кто может оценивать? Если кто-то со стороны, то он некомпетентен. Если изнутри, то предвзят. 

Деревянные туалеты на природе. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Нельзя создать рай для туристов в стране с вонючими туалетами!
Но если речь идет о конкурсе не одной, а нескольких стран, тут немного по-другому. Во-первых, можно пригласить экспертов из Москвы, Беларуси… Во-вторых, самым главным, важным и беспристрастным оценщиком являются клиенты. Они дают оценку рублем. В качестве жюри можно пригласить глав крупных компаний — основных наших клиентов — и узнать у них, за что бы они стали платить деньги, а за что — нет.

Лента новостей
0