Прежде чем листать дальше, вам надо узнать, что такое "ивент", так как мои собеседники Сергей Долженков и Сергей Макаров произносят это слово по двадцать раз в минуту.
Так вот, ивент — это мероприятие. Такое, как олимпиада, например, или вечеринка для любителей токмокских горных тушканчиков. Основатели агентства "SunHouse Team" занимаются этим профессионально: придумывают все, чтобы жить стало здорово, жить стало веселее.
— Я проблемы не вижу вообще. Уж что-что, а развлекаться мы умеем…
С.М.: Наша индустрия развлечений местечковая. Мы знаем, что миллионы туристов едут в Германию на Октоберфест. Многие отправляются в Голландию на фестиваль тюльпанов, толпами посещают фестивали шопинга в Дубае. Мы подобным пока похвастать не можем. В прошлом году только пришли к тому, что пора вырастать из своих штанишек и открыться мировому рынку.
Эта сфера в связи с евразийской интеграцией очень сильно изменилась. Наконец-то и в нашей стране стали проводить мероприятия международного уровня. Например, в Кыргызстане Wedding Expo — это международная франшиза.
— А нам это все зачем? Собираются какие-то люди, на это тратятся деньги. Стоит ли радоваться очередной непонятной посиделке визажистов или автолюбителей?
С.Д.: Представим ситуацию: рынок разрознен, и каждый предприниматель считает, что все вокруг пытаются его обмануть. Вот он сидит в своей маленькой норке и даже не пытается ни с кем подружиться. Какое качество услуги он может, на ваш взгляд, предложить?
— Грустное…
— Оцените по десятибалльной шкале, на каком уровне проводятся мероприятия в Кыргызстане.
С.Д: Хитрый вопрос. На каком уровне наши ивенты по сравнению с карнавалом в Рио-де-Жанейро? По количеству привлеченных туристов — "двоечка". По степени организации и вовлеченности местного населения — "четверка". По оригинальности идеи — 8 баллов, и так далее… Теперь возьмем фестиваль дынь в Узбекистане. Мы круче по всем показателям. Видите, тут все смотря с чем сравнивать.
С.М.: Самым объективным пока остается лишь то, сколько это событие приносит людям и государству. К разговору об Играх кочевников: если 99 процентов посетителей — местное население, то это не заработок, а пиар. Хотя тут, конечно, нужно время. Чтобы раскрутить ивент, требуется пять лет. Чтобы сделать его всемирно известным — 20. Чтобы все это стало приносить какие-то ощутимые деньги, понадобится 25 лет.
Куршевель и все деревни вокруг него живут за счет горнолыжного сезона, когда миллион туристов едут туда, живут там, едят, покупают сувениры.
С.Д.: Туристы готовы сорить деньгами в обмен на красочное шоу. А какие эмоции мы им можем дать?
С.М.: Гаишник-шоу!
С.М.: С Евразийским союзом растет интерес к стране у корпоративного сегмента.
— Это что такое?
С.М.: Массовый сегмент — это когда обычный человек сам покупает билет и едет. На Олимпиаду, например. А есть еще корпоративный сегмент, когда компании устраивают для своих сотрудников выезды в другие страны. Это очень интересно. Допустим, вы торгуете хлебом в проходимом месте, все идут с работы и покупают его. А в соседнем районе есть кафе, которому тоже нужен хлеб. Вы начинаете продавать хлеб владельцу кафе и в какой-то момент понимаете, что оно дает больше денег, чем люди, покупающие хлеб в розницу.
То же самое с туризмом. Массовый сегмент так и работает. Но сколько времени надо продавать путевки, чтобы забить сто номеров? А ведь это всего один рабочий коллектив.
Сейчас Кыргызстан стал интересен как деловая площадка, где можно проводить евразийские встречи, конференции. Но рынок не должен ждать, пока приедут иностранцы и смирятся с тем, что у нас есть. Рядом очень много конкурентов.
— А что есть в нашей стране такого, к чему можно привить любовь мирового сообщества?
С.Д.: Во-первых, наша замечательная природа. Во-вторых, лошади. В-третьих, у нас уникальная кулинарная культура: много экологически чистых овощей и фруктов.
С.М.: Это не какие-то там громкие слова. В Гонконге и Сингапуре даже собачку погладить негде.
С.Д.: Наши гости из Японии провели два часа с коровами. Они никогда в жизни не видели коров вот так, в естественной среде обитания.
С.М.: Москвичи восхищались нашими яками. Селфи делали, рассматривали их. А на южный берег Иссык-Куля приезжают любители йоги, гимнастики, духовных практик.
Конечно, к нам никогда не приедут Google и Apple, не станут презентовать на Иссык-Куле айфоны. Но есть и другие форматы, рассчитанные на другую категорию людей. Спортсменам, например, здесь очень хорошо…
С.Д.: Мы могли бы даже конкурировать на рынке тренировок для космонавтов. Это же у нас когда-то было! Да мы и сами хотим отдыхать по-человечески — ходить по вечерам на шоу-балет или на выступления фольклорных ансамблей. Это нужно не только в Бишкеке, но и в регионах, где много туристов.
Помимо того, наша страна может стать потрясающей экспериментальной площадкой для альтернативных источников энергии. Это ведь тоже современный тренд!
— Как бы вы организовали мероприятие, посвященное солнечным батареям или водородному двигателю?
С.Д.: Я бы сделал акцент на людях, которые подвержены протестным настроениям, которых смущает смог в городе, которые против атомной энергии. Создал бы рабочую площадку, где люди могли бы демонстрировать опытные модели двигателей на солнечной, водной и ветряной энергии.
С.М.: Такие стихийные выставки есть в Казахстане. Мы тоже можем проводить подобное каждый год.
С.Д.: Но тут сразу встает вопрос: сколько пятизвездочных отелей готовы принять инвесторов для такой тусовки? Какая площадка может вместить 2 тысячи экспонатов?
С.М.: На Иссык-Куле нет ни одного отеля, который был бы частью крупной сети, такой как "Хилтон" или "Хайятт".
С.Д.: Вся делегация из 150 человек хочет поселиться в одноместных номерах в одном отеле. Для них отдельные домики — это частный сектор. Вы можете вспомнить у нас хоть одну гостиницу, где есть столько номеров? Я вам назову две, но это back to USSR. У моей бабушки плитка в туалете новее, чем там. Они хотят большое здание с десятью конференц-залами для тренингов, тренажерным залом и бассейнами, с хорошим баром. У нас пока такого нет.
Если у нас в стране появятся ивенты, будет ради чего все это отстраивать.
— Мы сами готовы к тому, чтобы бороться за туристов?
— Как так получилось-то? Всегда ведь сначала надо вложить, а потом получать дивиденды.
С.М.: Не было прецедента. Какие большие события происходили в нашей стране?
С.Д.: В 2007 году в Кыргызстане прошел саммит ШОС, и после этого у нас стало больше политических событий. А теперь вспомните социальные или спортивные мероприятия…
— Футбольный матч Австралия — Кыргызстан.
С.Д.: И что там произошло?
— Не, там грустная история, конечно. Перелезающие через забор болельщики, люди, заплатившие за билет, но оставшиеся без мест…
С.М.: Теперь вспомните, как после этого вырос уровень нашей федерации!
С.Д.: Стандарт работы ивент-организаций можно поднимать. Один из инструментов — Центральноазиатская премия. Она заставит организаторов не только выделить лучшие ивенты, но и находить тренды, двигаться.
С.М.: На том же Западе для журналистов есть куча премий. Мы каждый год ждем, чтоб узнать, какие фотографии получат Пулитцеровскую премию. И это хорошая мотивация.
— А Центральноазиатская премия кого будет касаться?
С.Д.: Кыргызстана, Таджикистан, Узбекистана и Казахстана.
— У нас и так куча премий — вплоть до того, что выбирают самую стильную строительную компанию. В честности многих из них я очень сомневаюсь. Кто и как будет выбирать лучшего?
С.Д.: Это не только у нас, такой вопрос задавали еще древние греки. В местных премиях, возможно, все так и есть — кто больше дал, тот и молодец. И кто может оценивать? Если кто-то со стороны, то он некомпетентен. Если изнутри, то предвзят.