Нужно отказаться от экономики, навязанной Западом, — беседа о кыргызском золоте
Подписаться
На сколько выросла роль золота в глобальной экономике, нужна ли Кыргызстану инвентаризация в сфере выдачи лицензий на добычу драгоценного металла и почему нам необходимо накапливать его резервы, читайте в нашем материале.
Sputnik Кыргызстан побеседовал с экономистом, руководителем научно-исследовательской кафедры новой экономики Академии государственного управления при президенте КР Улукманом Мамытовым.
— В последнее время многие эксперты говорят о повышении роли золота в мировой экономике. Как использовать золото, добываемое в Кыргызстане, с максимальной пользой?
— Вы правы, роль золота в глобальной экономике значительно выросла. У нас же "золотой вопрос" активно обсуждался в связи с ситуацией вокруг Кумтора. А ситуация такая — на Западе инфляция устанавливает рекорды. Особенно она выросла в Европе, Германии и даже в Америке. Именно инфляция является причиной того, что банки повышают процентные ставки. Это показатель падения фиатных валют (символические, бумажные, кредитные, не обеспеченные золотом и другими драгоценными металлами деньги).
Чтобы понять сегодняшнюю ситуацию с золотом, нужно обратиться к истории. После Второй мировой войны США стали страной с крупнейшей экономикой, и тогда ее валюта была привязана к золоту. На знаменитой Бреттон-Вудской конференции в 1944 году обсуждалось создание новой мировой финансовой системы. Тогда доллар США был введен в качестве международного платежного средства, то есть стал основной денежной единицей. Цена одной унции золота была установлена в 35 долларов, до 1970 года доллар значительно вырос и стал мировой резервной валютой.
Но американцы сильно опасались, что при очередном мировом кризисе те страны, которые использовали доллары, обратятся к США и потребуют обменять валюту на золото. Поэтому в 1971 году Вашингтон объявил, что доллар больше не будет привязан к золоту. Хотя весь мир воспринял это сообщение как некий обман, доллар все же остался мировой резервной валютой. Хитрость американцев заключалась в том, что к тому времени доллар сильно укрепил позиции и миру пришлось продолжать работать с ним. Но ситуацию усугубляет то, что США при любом, даже небольшом кризисе продолжали печатать доллары что приводило к инфляции и падению валюты. Так, по сравнению с 30-40-ми годами курс упал в 20-30 раз.
© Sputnik / Асель СыдыковаЭкономист, руководитель научно-исследовательской кафедры новой экономики АГУПКР Улукман Мамытов: Мировые эксперты говорят, что по мере обострения кризиса доллар будет падать еще больше, поэтому цены на золото будут расти
Экономист, руководитель научно-исследовательской кафедры новой экономики АГУПКР Улукман Мамытов: Мировые эксперты говорят, что по мере обострения кризиса доллар будет падать еще больше, поэтому цены на золото будут расти
© Sputnik / Асель Сыдыкова
В 2008 году произошел серьезный мировой кризис, и тогда было напечатано около 2 триллионов долларов. А во время пандемии всего за 1,5 года США напечатали более 10 триллионов. Такая избыточная денежная масса, безусловно, увеличивает инфляцию, следовательно, курс доллара будет падать. Мировые эксперты говорят, что по мере обострения кризиса доллар будет падать еще больше, поэтому цены на золото будут расти.
В Швейцарии есть Банк международных расчетов (БМР), роль которого в мировой экономике очень велика. Этот банк даже внедряет стандарты во всемирную банковскую систему. Так вот, после кризиса 2008 года БМР выпустил стандарт под названием "Базель III". Они уже тогда поняли, что за десять лет экономика значительно упадет и это нанесет огромный ущерб банковской системе. Суть "Базеля III" в том, чтобы сделать систему более устойчивой, для этого банки сосредоточились на накоплении золотых резервов. Пока этот стандарт еще не полностью внедрен во всем мире, если он будет работать везде, то цена на золото значительно повысится. Пока на мировом финансовом рынке цены на золото и доллар играют друг против друга.
Федеральная резервная система США выполняет функции Национального банка и как финансовый регулятор поддерживает стабильность доллара, значительно повышая ключевую ставку. В такой ситуации стоимость золота должна была снизиться, но этого не произошло, потому что другие страны держат цену на драгоценный металл.
С 1919 года цены на золото устанавливаются системой золотого фиксинга Лондонского межбанковского рынка золота. И для этого есть отдельные инструменты, в том числе электронные аукционы LBM.
Вообще, работу с национальными валютными фондами ведет Международный валютный фонд, у которого свои политика и правила, ведь валюты должны быть стабильными и противостоять международной долларовой системе. Именно поэтому МВФ координирует работу всех национальных банков, например, проводит инвентаризацию золота. Также по мере роста цен на золото фонд использует политику продажи золотых резервов, так как когда количество золота увеличивается, цена на него падает.
© Sputnik / Табылды КадырбековУлукман Мамытов: С 1919 года и по сегодняшний цены на золото устанавливаются системой золотого фиксинга Лондонского межбанковского рынка золота
Улукман Мамытов: С 1919 года и по сегодняшний цены на золото устанавливаются системой золотого фиксинга Лондонского межбанковского рынка золота
На Лондонской бирже металлов (ЛБМ), чтобы снизить цену на золото, используется инструмент ценных бумаг. Золото хранится в банке, а сделка проходит только с ценными бумагами. В итоге биржа значительно увеличила количество ценных бумаг и зарабатывала, по сути, из воздуха. Например, в банке у меня хранится только одна тонна золота, но я выпускаю ценные бумаги стоимостью 10 тонн драгоценного металла и продаю их на фондовом рынке. Вследствие таких действий спрос на золото существенно снижается. Во второй половине ХХ века это было очень разумной политикой и эффективным инструментом регуляции цен. И центром тут является Лондонская фондовая биржа. Таким образом, всего с помощью двух инструментов, МВФ и Лондонского фондового рынка, которые обесценивают золото, доллар поддерживал свою завышенную стоимость. Эти действия совершаются для того, чтобы удержать курс доллара независимо от того, сколько США печатают денег.
Но эта система не может вечно работать. Сегодня государства, выступающие за новый миропорядок, например члены БРИКС во главе с Россией и Китаем, противостоят такой политике и постепенно разрушают мировую финансовую систему, основанную на долларе. Если рассуждать справедливо, то реальная рыночная цена золота должна быть в 2-3 раза выше, чем сегодня.
— Можно же привязать какую-либо валюту к золоту и создать конкуренцию доллару, тогда и золото будет иметь реальную стоимость.
— Об этом тоже много говорят. Если деньги будут печататься не просто так, а вкладываться в выгодные производства, у которых есть перспектива развития, то оборот будет расти, а инфляция уменьшаться. Таким образом можно вложить в экономику определенное количество денежной массы.
Также нужно иметь в виду, что золота на земле не так уж и много. На сегодня в мире насчитывается порядка 200 тысяч тонн этого драгметалла. Половина массы используется в производстве ювелирных изделий, примерно 8 процентов — в технологическом производстве, а около 40 процентов, то есть около 80 тысяч тонн, — это монетарное золото. Поэтому нельзя привязывать валюту к золоту, так как каждой стране придется выпускать деньги только согласно количеству золота, которое у нее есть. А это значит, что и экономика государства должна будет работать в прямой привязке к золоту, что никак не получится.
В мире сейчас апробируют разные подходы. Так, в России появилась цифровая валюта "юнит". Говорят, что 30 процентов этой валюты должно обеспечиваться товарами на бирже, 40 процентов — золотом, а оставшиеся 30 должны быть привязаны к национальной валюте.
Но я думаю, что золото Кыргызстана как национальное достояние должно оставаться внутри страны. Сейчас мы радуемся, что у нас увеличивается его количество, но, например, Казахстан и Узбекистан имеют 300 тонн золота. Наши соседи понимают, что приближается кризис, и не продают, как мы, а, наоборот, скупают драгметалл. В Узбекистане есть два крупных золотых месторождения и два обогатительных завода, работа которых контролируется Национальным банком. По моему мнению, они проводят очень разумную политику. Думаю, и нам нужно найти способы не продавать золото, а накапливать его.
— В Кыргызстане выдано немало лицензий на добычу золота. Нужно ли государству проводить инвентаризацию в этой сфере?
— Когда месторождение Кумтор только национализировали, у нас, если честно, не было технологий для переработки золотой руды, не хватало знаний, специалистов, было очень трудно наладить производство. Сегодня наши специалисты с успехом решают эти проблемы, и нам нужно расширять и нарабатывать такой опыт.
Нам надо самим управлять такими компаниями. По крайней мере, мы должны научиться работать, быть на уровне и выступать в качестве равноценных партнеров. Зарубежные специалисты, которые придут к нам работать, несомненно, будут высоко оценивать свои услуги и труд. И если в компаниях, разрабатывающих наши месторождения, будут отечественные специалисты, более того, если добычу будут осуществлять наши компании, то это станет огромным плюсом для экономики Кыргызстана. Главное, что нам необходимо, — это технологии, опыт и грамотные специалисты. Сотни мелких компаний в этой области нам не нужны, достаточно иметь 3-4 крупных предприятия. Конечно, они должны составить конкуренцию крупным корпорациям, которые придут к нам работать. Думаю, мы не ошибемся, если переймем опыт японцев, — они тоже активно развивают частные фирмы, но через банковскую систему используют их в интересах государства. Мы также должны приложить усилия, чтобы добиться развития в сфере добычи золота и других полезных ископаемых.
— У нас запасы золота небольшие, поэтому оно не может стать основным источником развития страны.
— Вы правы, но до сих пор золоторудная отрасль была неплохим подспорьем для Кыргызстана. Всем известно, что мы государство с небольшой экономикой. Но, добывая золото и используя его грамотно, можно добиться многого. Например, одной из причин успеха западных стран было то, что англосаксы не использовали физическое золото, а выпускали под драгоценный металл ценные бумаги. В то же время они потеряли стабильность из-за того, что выпустили слишком много ценных бумаг. Такое положение — признак двухконтурной экономики. Но они не дают таким идеям распространяться среди наших экономистов, так как это идет вразрез с западной экономикой. Запад во главе с США насадили нам одноконтурную экономику, и им не нужно, чтобы мы развивали второй контур. Раньше такие страны, как СССР, Япония, Китай, развивали двухконтурную экономику в закрытом виде. Нам сегодня, например, можно золото "поднять" на второй верхний контур и создать отдельную экономическую систему. Выпустив ценные бумаги под золото, мы превращаем их в ликвидный актив (фонды, которые легко конвертируются в деньги. — Прим.ред.), которые можем инвестировать во внешнюю торговлю. Но если у нас не будет ценных товаров, то и ценные бумаги потеряют ценность.
В свое время Германия и Англия сделали инвестиции в виде ценных бумаг во внутреннюю экономику и развили свои фабрики, заводы и корпорации. Так они смогли производить продукцию высокого качества и экспортировать ее. И таких примеров в истории предостаточно. Поначалу нам это может быть сложно реализовать, но постепенно решение будет найдено. Думаю, что это эффективная политика, но она также будет зависеть от статуса Национального банка.