— Я уже ничего не могу сделать. Видите, трупные пятна пошли… Документы ее есть?
— Документы есть. Паспорт есть. А ее больше нет. Дочка моя единственная…
В доме заголосили, завыли женщины. Оказывается, 45-летняя пациентка болела давно, у нее была поражена нервная система, и шансов на выздоровление не осталось. Покойницу накрыли простыней.
"Она сегодня просила зарезать барана и людям раздать. Только мясо развезли, как ее не стало", — убивается мать.
Бомжей могут выгнать на улицу: как спасают людей зимой
Мы еще раз выразили соболезнования и вернулись в холодную машину скорой помощи. Как рассказала фельдшер реанимационной бригады Лариса Подрыга, зимой главной проблемой докторов становятся бездомные.
"Несколько лет назад выдалась очень холодная зима. Тогда много бомжей умерло. А сейчас бездомные обзавелись телефонами и прекрасно знают, где есть ночлежки", — рассказывает она.
Правда, в приюты берут не всех. Мест не хватает, и руководители ночлежек наотрез отказываются принимать новичков: мол, пусть хоть на морозе ночуют. Из-за этого врачи даже вынуждены обращаться в милицию.
Проработав в "скорой" 35 лет, Лариса Александровна видела разных бездомных. Многие люди лишились квартир, став жертвами мошенников. Нередко на улицах Бишкека можно встретить бездомных с высшим образованием.
"Однажды был выезд на теплотрассу возле Ошского рынка. Там среди бомжей оказалась девушка. Мы осмотрели ее, а взгляд-то наметан: белье чистое — не бездомная она! Стали расспрашивать — оказалось, что девушка приехала в столицу из села и потерялась. Только улицу смогла назвать, где родные жили. Так мы ее по адресу доставили и близким передали", — говорит доктор.
Ого, срочный вызов! Женщина упала в обморок, и ее не могут привести в сознание…
Невидимый убийца — как бишкекчане погибают в собственных домах
Дверь распахивается, и нас обдает удушливым запахом — боже, газ! Навстречу выбегает испуганная женщина: "У мамы давление поднялось, она не просыпается". Врач-реаниматолог Гульмира Курамшина переходит почти на крик: "Откройте окна, у вас утечка газа. Бабушку надо вытащить на улицу. Скорее!".
Смысл слов доктора не сразу доходит до испуганной женщины, она пытается возражать: "Нет-нет, это все давление. С нами же ничего не случилось". Бабушку занесли в машину "скорой", доктора засуетились.
Оказывается, семья недавно установила в доме газовый котел, и что-то пошло не так… Бабушка отказалась от госпитализации и, поблагодарив докторов, пошла ночевать к подруге.
По словам докторов, зимой угоревшие пациенты — обычное дело. Больше всего их среди тех, кто приехал из южных регионов и наскоро закупился недорогими печками-буржуйками. Особенно такие печки популярны в новостройках.
"Ими тоже надо уметь пользоваться! Люди от незнания насмерть угорают… Один раз вот так погибла семья с двумя детьми. А все угоревшие — розового цвета, как живые. Сестра покойного тогда приехала и просит: "Отдайте ребенка, он жив!". Угоревшие синеют позже", — говорит Подрыга.
Оказывается, быстрее всего от газа погибает тот, кто больше двигается. Смерть наступает незаметно.
Зачем врачи надевают по три пары колготок
Мы ездим уже довольно долго, а салон все еще не нагрелся. Изо рта идет пар. Вообще-то в машине есть печка, но врачи стараются не включать ее. Важно, чтобы не разрядился второй аккумулятор авто — в этом случае "скорая" останется без освещения и врачам придется ставить уколы при свете телефонов.
Батарейки для приборов и бутыли с лекарствами доктора носят под одеждой, чтобы согреть их теплом своего тела, рассказывает Лариса Подрыга.
Фельдшер показывает свою одежду — носки, колготки, гамаши, брюки. Но все равно холодно. Оказывается, немецкие автомобили более "изнеженные", чем кыргызстанские врачи, и к таким условиям не приспособлены.
"Мы ездим по городу всю смену. На обед отводится 20 минут. Я даже в гостях по привычке стараюсь наесться побыстрее. А вот машины наши такого ритма не выдерживают, ломаются", — рассуждает фельдшер.
…Когда меня высадили, я уже не чувствовала ног от холода. "Скорая" уехала дальше по ночному Бишкеку. Благодаря ей кто-то сегодня будет спасен.
P. S. Как рассказала заместитель главного врача Центра экстренной медицины Оксана Суглобова, 10 из 38 машин скорой помощи не смогли выйти на линию из-за холодов. А вот все медики — даже болеющие — оказывают гражданам помощь в штатном режиме.
У вас стало грустно на душе? Поднимите себе настроение, выбрав маршрут для путешествия по родному Кыргызстану. Предупреждение: это очень летний текст!