У Бакыт Омурбаевой все хорошо — она вместе с супругом владеет несколькими ресторанами, всегда улыбается и выглядит на миллион. Так ее видят окружающие.
Мало кто знает, с какими трудностями ей пришлось столкнуться. Не поступив в институт с первой попытки, Бакыт пошла работать на завод. После революции 2005 года они с мужем чуть не лишились дома, а пожар в 2016-м уничтожил их аквапарк.
— Ваш отец Сагындык Омурбаев был народным писателем. Наверное, вам жилось гораздо легче, чем остальным…
— Наша семья была очень дружной. Я — восьмой ребенок, а всего у родителей родилось два сына и шесть дочерей. Однако нам никогда не позволяли пользоваться папиным положением. Когда я впервые поступала в мединститут, для зачисления не хватило всего двух баллов. Если бы папа позвонил ректору, меня сразу бы взяли, но в нашей семье даже разговоров таких быть не могло. Он был убежден, что мы всего должны добиваться сами.
Не поступив, я пошла работать на завод "Айнур", где собирала детали для военной техники. Это была отличная школа жизни: по восемь часов за станком. В случае опоздания — сразу штраф. Даже за пять минут пропуска нас костерили при всех.
— Легко ли было влиться в рабочую жизнь вам, девочке из интеллигентной семьи, где нередко гостил Айтматов?
В медицинский институт я поступила со второй попытки, причем в Ленинграде. Домой вернулась окрыленная, а брат, который тогда занимал должность заведующего кафедрой в нашем медицинском вузе, и слышать не хотел про Ленинград! В общем, пришлось мне забрать документы…
Позже брат объяснил: оказывается, многие девочки, воспитанные в строгих кыргызских семьях, уехав далеко от родственников, стали вести себя просто безобразно. Алмаз не хотел, чтобы из-за этого пострадала моя репутация. Прошел 31 год, и я ему очень благодарна, ведь сегодня я — счастливая мама четырех детей.
…Итак, брат отвел меня к своему другу Мусе Аспековичу Матееву в республиканскую больницу, и я стала работать санитаркой в операционном блоке микрохирургии. Ухаживала за больными, присутствовала на операциях. Потом отучилась в мединституте и начала работать в поликлинике.
— Как вы оставили медицину и окунулись в бизнес?
— В начале 2000-х я ушла в декрет со вторым ребенком. Муж открыл свой первый рыбный магазин и ресторан, но, к сожалению, все пошло не так, как было задумано. Он нанял людей, которые оказались очень непорядочными в финансовых вопросах. Торговля идет, а кредит оплачивать нечем, денег на зарплаты тоже нет… В общем, Бакыт попрощался с этими людьми, даже не требуя возместить убытки. Отпустил с миром.
Помню, как по ночам я штудировала книги о бизнесе, а днем перенимала опыт коллег. Я много рассказывала нашим продавцам, почему в Кыргызстане так часто болеют беременные и дети, объясняла, что им нужны йод и фтор, которыми богата рыба. Они пересказывали это людям.
— Как вы пережили две революции, от которых пострадал весь бизнес в Бишкеке?
— В 2005 году начался хаос. Прилавки с нашей продукцией были опустошены, это сильно ударило по бизнесу. Помню, Бакыт тогда завел серьезный разговор: "Понимаешь, у нас ведь дом заложен. Возможно, мы останемся без жилья". Но у меня не было ни тени сомнения, что мы переживем и эту ситуацию.
В 2010 году история повторилась. Снова было нелегко… Многие люди, потеряв бизнес, спивались или даже кончали жизнь самоубийством. Мы не имели права раскисать, чувствовали свою ответственность за тех, кто у нас работал. Надо было просто выкарабкиваться.
— В ноябре 2016 года сгорел ваш аквапарк. Как вы справились с этим ударом?
— В тот день в нашем ресторане, который находится рядом с аквапарком, было много гостей. Огонь мог в любой момент перекинуться на него. Некоторые клиенты вышли и стали снимать зарево на свои шикарные смартфоны. Кто-то просил срочно вернуть деньги… Многие сотрудники просто стояли и плакали из-за равнодушия окружающих. Один парень даже воскликнул: "Так вам и надо!".
Ну зачем обманывать? Первая пожарная машина приехала без воды, вторая была наполовину пуста. Обидно читать неправду…
Когда мы пришли домой, сын спросил: "Как вы это переживете?". А мы и не собирались сдаваться! Коллектив пошел нам навстречу: люди не только согласились на полгода уйти в отпуск, но и сказали: "Как только начнете строиться, зовите нас — сами все выгребем". Так в конечном счете и получилось. Я очень благодарна сотрудникам. Я благодарна Богу за то, что он спас людей, находившихся в тот страшный вечер на территории нашего комплекса.
— А случались ли у вас конфликты с подчиненными?
— Когда мы только начинали работу в ресторане, надо было составить список необходимых продуктов. Повара, которые пришли из других заведений, сказали: "Бакыт эже, нужно купить кристаллики".
— Усилитель вкуса глутамат натрия?
— Да. Они заявили, что без него никуда: дескать, пища невкусная, и так работает "весь Бишкек". Я возмутилась: если вы не можете вкусно готовить без "кристалликов", значит, грош цена вашему профессионализму! Спросила, добавляют ли они усилители вкуса в еду, которую готовят своим детям. Все ответили отрицательно. Получается, клиентов можно травить? В общем, я строго-настрого запретила использовать любые "волшебные" добавки. И ничего, справились без них.
— В Кыргызстане многие негативно относятся к людям с высоким достатком…
— Мы с этим тоже сталкивались. Был случай, когда я повела себя резко, но по-другому просто не могла… В нашем складском помещении я нашла бутылки с отработанным маслом. Обычно его сливают в специальную яму, но оказалось, что кухработница и дворник решили передать масло своим родителям.
Да, люди думают, что я как сыр в масле катаюсь. Они никогда не увидят меня с хмурым лицом, не узнают, какие у меня проблемы. Проблем-то море, но что толку жаловаться?!
При этом я, как и мои родители, стараюсь воспитывать в детях самостоятельность. Часто слышу об отпрысках состоятельных бишкекчан, которые пинком открывают двери офиса и даже не считают нужным здороваться с сотрудниками. Это очень низкий уровень культуры, неуважение прежде всего к самим себе. Спесь, чопорность и выставление дорогих вещей напоказ — удел духовно бедных людей, жизнь которых ограничена вещами и деньгами.
— Вы часто ходите в столичные кафе и рестораны. Есть ли у них какой-то общий недостаток?
— "Лицо" каждого заведения — его официанты, но многие из них "не тянут" свою работу. Наши мальчики и девочки относятся к ней как к временной, а в некоторых странах люди обучаются профессии официанта пять лет. В Европе, например, легко можно встретить официанта с сединами.
Надо изменить отношение ребят к этой работе, но ни я, ни другие владельцы заведений не можем достучаться до них.
— Что вы посоветуете молодым кыргызстанцам, которые только начинают свой бизнес?
И не надо сразу ставить перед собой наполеоновские планы. Начинайте с малого, растите потихоньку. Главное — не сидеть на месте и никогда не жаловаться на неудачи. Любая неопределенность — это шанс изменить жизнь к лучшему.