Если бы в Кыргызстане вместо многочисленных мисс вдруг решили выбрать человека с самой большой силой духа, первое место, вероятнее всего, получил бы вице-президент Международной ассоциации предпринимателей Руслан Алыбаев.
— Как началась история бизнесмена Руслана Алыбаева?
— Я с детства был близок к предпринимательству. Мой отец, житель Нарына, после распада СССР стал миллионером. Он владел кондитерским цехом, выращивал скот и выпускал колбасы. Но в 1994 году обанкротился так, что нам нечего было есть. Люди, которых он считал близкими, отвернулись. Наша семья осталась один на один со своими проблемами.
Когда мне исполнилось девять, мы переехали в Бишкек. В то время на рынке только появилась лапша быстрого приготовления — кукси. Я покупал у одного китайца тяжеленный пакет на 10 килограммов и ходил продавать товар, как взрослый. Помните красные торговые ларьки, которые тогда были везде? Вот туда я сбывал лапшу. Отец тоже работал, но страна переживала нелегкие времена, и в нашей семье ценилась каждая копейка.
На первом курсе вуза я начал продавать вибромассажеры. Это были китайские устройства в виде дельфинов, я покупал их на "Дордое" по 380 сомов, а потом продавал в салонах красоты по 1 000 – 1 500. В день зарабатывал до 50 долларов, так мне удавалось оплачивать учебу. Уже на третьем курсе открыл агентство недвижимости и преуспел в этом деле.
В 2008 году я организовал туристическую компанию, а после стал возить из Беларуси, России и Казахстана шоколад и конфеты. Три года назад вновь занялся недвижимостью.
— Можно сказать, что после университета в вашей жизни началась сплошная белая полоса?
— Конечно, нет! Я много раз ошибался и падал. Самой большой ошибкой было решение разделить бизнес с родственниками. После этого я зарекся работать с близкими людьми.
Кредиторы терзали мою семью, а сам я из бизнесмена превратился в обычного работника. Соглашался на любые предложения — был и официантом, и барменом. Вкалывал на пяти работах одновременно… Теперь я не семь, а 37 раз отмерю и только один — отрежу.
— Какой ужас!
— С бизнесменами такое происходит часто. Второй раз я обанкротился в 2010 году, во время Апрельской революции. У меня тогда была авиакасса, билеты расходились очень хорошо — зарабатывал 300-500 долларов в день.
7 апреля мы убрали все деньги в сейф, у нас была мощная система защиты. Кстати, я тогда тоже был на площади вместе с революционерами, а на следующий день пришел на работу и понял, что от моих денег ничего не осталось, — все вытащили. У меня был такой стресс, что даже хотелось покончить с собой…
— Почему вы не плюнули на все и не стали рядовым сотрудником в какой-нибудь фирме?
— Да, у каждого предпринимателя бывают моменты, когда хочется все бросить. Помните время, когда "скакал" курс доллара? У меня было 25-30 работников, а денег на то, чтобы выплатить им зарплату, не было. Я просто много потерял на разнице: заключил договор по одному курсу, и все так резко изменилось… Два-три месяца мои сотрудники не получали ни копейки. Хочу сказать спасибо этим людям за то, что не ушли, не бросили! Они верили, что я не подведу.
Вообще, бизнесмены не должны сдаваться, хотя бывают очень тяжелые времена. Сейчас вся молодежь хочет заниматься бизнесом, но способности есть лишь у десяти человек из тысячи, а успехов достигают двое-трое. Самое трудное для каждого предпринимателя — идти дальше, несмотря на нехватку времени, происки врагов и другие проблемы.
— Какое препятствие для бизнеса в Кыргызстане вы считаете самым значительным?
— Бюрократию. В любом ведомстве могут сделать из мухи слона. А за бюрократией стоит коррупция, вы и сами это знаете. К счастью, у меня работают очень хорошие адвокаты, которые могут поставить любой госорган перед тем фактом, что трудимся мы честно, исправно платим налоги.
— Как вы думаете, каким продуктом наша республика могла бы покорить мир?
В прошлом году я встретился с одним предпринимателем в Оше. У него было 30 гектаров, засеянных помидорами и огурцами, которые он планировал продать в Казахстане или России. Однако фермер не смог решить вопрос с сертификацией, не реализовал товар и обанкротился. Полностью!
Бизнесменам не хватает сертификационных центров, не хватает информации. Сейчас Международная ассоциация предпринимателей планирует открыть базу, где будут накапливаться вся нужные сведения.
— Я усиленно гуглила вас перед тем, как вы пришли в редакцию. Оказалось, что вы возглавляете благотворительный фонд "Жуманазар и Жамиля".
— Да. Хочу рассказать предысторию. Я всегда с тоской смотрел на детей, которые могли просто обнять своих бабушек и дедушек. Мой отец рано остался без родителей: дедушка умер, когда папе было 17, а бабушка пережила его всего на 7 лет. Мне много рассказывали о том, какими хорошими людьми они были, и я назвал фонд в их честь.
Перечисляю туда 5-10 процентов от заработка, чтобы помогать нуждающимся. Я не хочу пиариться — просто приятно помогать людям. Отец очень гордится тем, что я делаю.
— Как вас с таким послужным списком не "забрали" в какую-нибудь партию?
Мое личное мнение: нам не требуется столько депутатов. Зачем людям содержать их?! Достаточно 20-30 человек — и пусть работают!
Партийную систему я тоже не поддерживаю. Помните "легендарный" парламент? Его депутатов выбирали по участкам, и народу удалось определить самых достойных. А теперь политические партии лишь собирают деньги с людей, которые хотят стать парламентариями. Представитель одной партии как-то сказал мне: "Руслан, давай мы сделаем тебя пятым в списке — ты только 50 тысяч долларов принеси". Я ответил: "То есть, чтобы получать по 30 тысяч сомов, я должен потратить 50 тысяч долларов? Как это понимать?".
Я могу помогать людям, и для этого мне не нужно идти во власть.