Зачем третий нефтезавод Кыргызстану, когда двум не хватает сырья?

Нефтеперерабатывающее предприятие. Архивное фото
В Кыргызстане частенько простаивают два крупных нефтеперерабатывающих завода, при этом появился инвестор, который хочет построить еще более мощный НПЗ. Зачем стране такое крупное предприятие и какой есть интерес у инвестора, выясняла редакция Sputnik Кыргызстан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В Таласской области инвесторы планируют построить нефтеперерабатывающий завод стоимостью 800 миллионов долларов, оборудование для него привезут немецкое.

Погода в Бишкеке
Надо ли повышать тарифы на электричество? Мнение специалистов
Как сообщил полномочный представитель правительства в области Марат Мураталиев, завод в СЭЗ "Маймак" обеспечит рабочими местами более двух тысяч человек. В Таласской области ранее работал НПЗ, но он прекратил деятельность из-за нехватки инвестиций.

Резонно возникают вопросы: нужен ли новый нефтезавод области, тем более третий в маленьком Кыргызстане? Не постигнет ли его судьба предшественника?

Какова ситуация с ГСМ в Кыргызстане

Ежегодная потребность страны в горюче-смазочных материалах — более миллиона тонн. 95 процентов поставляется из России, рассказал исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Улан Кулов.

Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Улан Кулов
Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Улан Кулов

"В стране есть пять нефтеперабатывающих заводов: в Токмоке, Кара-Балте, Таш-Кумыре, Джалал-Абаде и Кемине. Они производят ГСМ, но их главная проблема связана с сырьем — в Кыргызстане добывается мало нефти, поэтому есть перебои в их работе", — сказал Кулов.

Отметим, что два завода — в Токмоке и Кара-Балте ("Джунда") — построены китайскими инвесторами и имеют годовую мощность переработки 400 тысяч и 800 тысяч тонн нефти соответственно.

Есть ли перспективы?

Как еще раз подчеркнул Кулов, главная проблема — недостаток местного сырья. Однако полагаться на импортную нефть также нельзя.

Проекты, которые сделают вас богачами в Кыргызстане, — для инвесторов
"Импорт есть, но это не чистая нефть, а полуфабрикат. Также у нас есть квота на беспошлинную поставку 450 тысяч тонн сырой нефти из России. Вроде у компаний есть контракты с российскими производителями, однако стоимость транспортировки по железной дороге высокая, а по трубопроводам нет возможности", — рассказал Кулов.

Исполнительный директор сказал, что затрудняется сказать о перспективах нового предприятия, так как в первую очередь лучше загрузить существующие мощности.

Бывший президент Ассоциации нефтретрейдеров, заслуженный экономист Кыргызстана Жумакадыр Акенеев отметил, что в Таласской области нет запасов нефти. Однако он предложил посмотреть на географию и логистику.

Доктор экономических наук Жумакадыр Акенеев

"Думаю, что это казахстанские инвесторы. Почему? Во-первых, станция "Маймак" расположена около границы с РК, во-вторых, имеется железная дорога в РК. То есть будут импортировать казахстанскую нефть. Таким образом, инвесторы строят завод в Таласской области, чтобы беспошлинно ввозить сырье и вывозить готовую продукцию", — рассказал Акенеев.

По мнению экс-главы ассоциации, такой вариант очень выгоден инвестору, так как себестоимость нефтепродуктов будет даже ниже, чем в Казахстане.

"У нас НДС ниже, чем в Казахстане. Сравните 18 с 12 процентами. Другой плюс — наша электроэнергия примерно в три раза дешевле, чем в РК. Но есть плюсы и для Кыргызстана — налоги от завода будут поступать в бюджет страны и области", — пояснил экономист.

Кто инвестор и где НПЗ найдет нефть?

Редакция связалась с главой Таласской области Мураталиевым, который рассказал, что объект планирует построить казахская компания "Темирлан-ойл".

Полномочный представитель правительства в Таласской области Марат Мураталиев

"Они планировали начать строительство еще в 2010 году, привлекли средства из Германии в размере 800 миллионов долларов. Но затем возник ряд вопросов с ИНН, я сейчас помогаю им. Дай бог, если начнут, привлекут первый транш в размере 200 миллионов долларов. Этот завод позволит создать 2 тысячи рабочих мест", — рассказал глава области.

По его словам, мощность переработки составит 3 миллиона тонн нефти в год.

"От станции "Маймак" до нефтепровода в Казахстане 17 километров. Они сообщили, что уже договорились и оттуда будут брать нефть", — рассказал Мураталиев.

Куда будут вывозить продукцию, он ответить не смог.

В Таласской области есть и другие проекты, например, планируют открыть четыре логистических центра.