Любое ремесло можно превратить в искусство. Японцы, например, даже простое написание букв на бумаге отточили до идеальной каллиграфии. Написание картин сегодня трансформировалось в умение рисовать в стиле гиперреальности. А вор он всегда вор.
…Обернутый в лоскутное одеяло из серого неба и грязных трущоб, Мумбай, казалось, застрял в вечности на берегу Аравийского моря. Город искусных ювелиров и самых богатых людей Индостана, он не мог не стать домом для "серых воробьев" — самой известной на Востоке школы карманников.
— Семь колокольчиков?— Криш рассмеялся во весь голос и повернул ко мне раскрытую ладонь с глубоким шрамом на указательном пальце.
— Так обучали ремеслу в Колумбии и Париже.
— А как попасть в вашу школу, Криш?
— Мой друг, на окраинах Мумбая нет другого будущего и других кумиров. Законы наших улиц забирают самых дерзких и смышленых ребят. Тех, кто слабее и мягче, ждет участь попрошаек. Вы знаете о них, я уверен, — Криш недовольно хмыкнул.
Мы еще около часа проболтали с этим приятным молодым человеком, и, перед тем как раствориться в кальянном дыме уличного кафе, Криш крикнул мне на прощание: "Вот увидите, я буду лучшим в этом…".
Могу ошибаться, но своей статьей я начал историю восхождения Бомбейского вора, как его окрестят в будущем падкие на такое западные СМИ. Я с увлечением собирал вырезки из журналов и газет о своем любимце.
"Алмаз в кармане Будды. Бомбейский вор впервые проиграл" — так напишет Times of India, когда полицейские ранят в живот ускользнувшего от них Криша. Заигравшийся, он поймается на приманку властей и чуть не лишится жизни. Мудрые редакторы "ToI" не зря вспомнят о притче с Буддой.
Внезапное исчезновение Криша тотчас же обросло легендами. "Умер от сепсиса, Будда не простил его". "Стал суфием, его видели в белом одеянии в Гуджарати, когда он направлялся в Пакистан". "Криша лечат в Китае у лучших врачей триады".
Невероятный подарок ждал мумбайцев после нескольких лет тишины. В праздник огней Дивали жители трущоб как обычно зажигали свечи, фонарики и обрядовые светильники и отправлялись к родным дарить подарки, как вдруг бедные кварталы будто наводнились "серыми воробышками". Мальчишки и девчонки, мелкие воришки и карманники бегали по домам и разносили подарки и конверты. На них была надпись на санскрите: "Криш".
— Вы, наверное, и вправду считаете себя богом?
— Кришна был бессмертной и вечно юной аватарой бога Вишну. А я весь покрылся морщинами, как проститутка из квартала Каматипура.
— А лучшим в своем деле смогли стать?
— Наверное, нет. Мой учитель говорил: "Лучшим в нашем деле может стать тот, кто сможет выкрасть сердце Лакшми, богини счастья и семейного благополучия".
— Ах, Бомбейский вор заговорил о любви. Эта история, похоже, станет изюминкой на торте. У меня эксклюзивные права?
Смуглый индийский божок впервые не стал смеяться, он внимательно посмотрел мне в глаза и сказал: "Любовь не делает вора счастливым, вора счастливым делает дорога, по которой он идет, а все остальное — это пыль под его ногами".
— А как же сердце Лакшми?
— Сердце Лакшми — это рубиновое колье джайпурского раджи. Его у меня украли два года назад. Так что я не лучший в своем деле, но счастлив, что могу продолжить свой путь.