Автобусы по осени считают? Мысли бишкекчанки об общественном транспорте

У нашего колумниста Тамары Рузиевой нет машины, по городу она передвигается на автобусах, троллейбусах и в маршрутках. Поэтому внимательно следит за каждым обещанием чиновников, сулящим преобразования в транспортных делах города.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Как человек, не имеющий машины, слушаю руководителей разного уровня, вещающих об улучшении работы общественного транспорта, и представляю, как скоро нам, безлошадным, будет хорошо и удобно жить в столице.

В автобусах и троллейбусах Бишкека введут электронные билеты — мэр
Помню, как месяца четыре назад вице-премьер правительства (когда его только назначили на этот пост) ответственно заявлял, что к осени уберет из центра города все маршрутки. Я, конечно, обрадовалась. Да и вице-премьер был мне симпатичен — его глаза не могли лгать. Но… Осень еще не скоро, а этого заместителя главы правительства на высоком посту уже нет — сам подал в отставку. Видимо, не суждено ему было расправиться с мельтешащими по столице маршрутками.

Однако у нас есть еще мэр. Он тоже периодически говорит о скорых преобразованиях в транспортных делах. Даже уверяет, что опять же к осени завезет в Бишкек много больших автобусов, которые всех потенциальных пассажиров будут быстро доставлять по месту назначения. Мне и в это хочется верить.

Правда, и тут зазвучали оговорки. Градоначальник заявил, что сначала нужно все дороги в столице привести в надлежащий вид, а то новенькие машины не выдержат тряски. Мэр так и сказал: "Прежде чем выводить на городские маршруты новые автобусы и троллейбусы, необходимо создать для них инфраструктуру". Судя по всему, для всех инфраструктура уже есть (или они сумели приноровиться к тому, что имеется), а вот для кого-то нужно создавать нечто специальное. Городской голова даже пояснил: "В первую очередь мы строим дороги для этих автобусов. Потому что при существующем положении дорожно-транспортной части города, даже если в одночасье купим автобусы и троллейбусы, им негде будет ездить".

Теперь кое-что становится понятнее. Оказывается, дело не в том, что не хватает большеместных машин. Даже если бы они и были, им просто негде было бы передвигаться. И дело тут даже не в маршрутных такси. Знакомые автовладельцы рассказывали, что в день, когда водители бусов бастовали и не работали, дороги стали не намного свободнее — пробки были такие же, как и во все предыдущие дни.

Новые маршруты движения общественного транспорта в Бишкеке — карта
Чтобы общественный транспорт мог ездить по центру Бишкека, как опять же поведал мэр, для него городские власти хотят выделить отдельную полосу, потому что "с существующим трафиком и количеством транспорта автобус сегодня не сможет выполнять график маршрута". И, чтобы на эту полосу не заезжали другие автомобилисты, повсеместно установят камеры видеофиксации, которые начнут регистрировать все нарушения.

Хорошо будет, правда же? Сразу вспомнила про велодорожки, которые тоже красиво разметили на нескольких центральных улицах. И полосочку там разделительную желтой краской нарисовали, и картинками велосипедов ее обозначили. Смотрю я на эту полосу и вижу, что велосипедисты по ней никогда не ездили, потому как на этих участках стоят припаркованные машины. И плевать их владельцам на роспись на дороге. Да и инспекторы к ним даже не подходят, поскольку тоже люди и понимают, что машин в городе много, а мест для парковок мало.

Кстати, мэр что-то о графике движения автобусов говорил. Я вот намедни на себе этот график проверила. Если честно, всего на одном популярном маршруте № 38. Ходит он по одной улице, разрезанной разными названиями, практически через весь город — с востока на запад и обратно. В схемах этого маршрута, висящих в салоне, все прописано: и какова его протяженность, и с какой скоростью автобусы должны двигаться, и сколько машин задействовано, и самое для пассажиров главное — интервал движения. Оттуда я и узнала, что на маршруте должно быть 22 машины, а интервал — 5 минут.

Поскольку мне удобнее всего было ехать на этом автобусе, я его и ждала. Конечно, можно было и в маршрутке, но в полупустом салоне автобуса — а они почему-то почти всегда такие, в отличие от бусов — ехать было приятнее. Сразу скажу, ждать пришлось сорок минут! Спросила у водителя, сколько же на их маршруте машин. Ответ огорошил — четыре. И интервал соответственно примерно час.

Почему не торопятся штрафовать владельцев авто, отравляющих кыргызстанцев?
Спрашивается, кто из нормальных пассажиров будет так долго ждать автобус, если юркие маршрутки мелькают одна за другой? Поэтому руководители городского транспорта сегодня могут преспокойно закрывать муниципальные маршруты — принципиально ничего не изменится. Если, конечно, бусмены опять не вздумают бастовать. А бесплатно ездящие пенсионеры, которые и составляют основную массу пассажиров автобусов и троллейбусов, могут и дома посидеть.

Теперь жду осени. Хочется посмотреть на выделенные для автобусов полосы, на которые лихие мастера вождения, не стесняющиеся рулить по встречке, не будут выезжать. Увижу ли?