Фильм "Саякбай" глазами взыскательного зрителя

В основе киноленты встреча двух великих личностей — Чингиза Айтматова и Саякбая Каралаева. Это история о нескольких днях жизни сказителя и писателя, который приехал к манасчи за благословением. Медиаэксперт и лингвист Авланбек Джумабаев посмотрел картину Эрнеста Абдыжапарова и поделился впечатлениями.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Недавно по приглашению друзей специально сходил на фильм о манасчи Саякбае Каралаеве. Конечно, знал, что буду писать о нем, поэтому при просмотре включил критическое мышление, которое работало вместе с восприятием.

Меня впечатлили детали. Первое, что заметил, — это субтитры. Герои в основном говорят на кыргызском языке, но есть и моменты на русском. Для русскоговорящего зрителя субтитры — это огромная помощь для понимания сюжета и композиции картины.

Как сын Айтматова играет своего отца. Кадры из фильма о Саякбае
Если продолжить суждение о деталях, то я остался доволен фоном и декорациями. Перед нами прекрасный берег Иссык-Куля, заснеженные горы, яркое солнце, чистое небо и быт маленькой семьи сказителя. Думаю, что для съемок нашли очень удобное место. Домик небольшой. К нему пристроена специальная площадка, на которой летом хорошо пить чай. Сарайчик, чай из самовара, автомобиль, надежно прикрытый зеленым брезентом… Все наполнено духом того времени и позволяет построить диалог со зрителем.

Актерский состав

Понятно, что актеры — это главное в фильме. Хорошо справился с ролью главного героя — манасчи Саякбая Каралаева — Марат Жантелиев. Трудная задача досталась ему. Я знал его как комика, он прекрасно выступал с напарницей. Честно говоря, до сих пор не различаю, кто из них Бопуш, а кто Сакиш.

Почему-то у меня были высокие требования к актеру, играющему Чингиза Айтматова. Кто же этот везунчик или, наоборот, кто взвалил на себя такую ношу? Им оказался сын самого писателя. Сперва мне было смешно. Решил, что он не смог перевоплотиться в образ отца. А потом подумал, что, может, его отец в молодости был таким.

Киномюзикл "Дарак ыры" — сенсация Московского кинофестиваля. Мнение москвича
Я знал Чингиза Айтматова в "серьезном" возрасте, когда у него уже был огромный авторитет. Мне приходилось синхронно переводить и президентов, и спикеров, и премьеров, и гостей всемирного масштаба. Но, когда выступал Чингиз Торекулович, я ни на секунду не расслаблялся.

Так вот, вокруг актера-сына витает легкая, романтичная энергия. Казалось, что он теряется перед другим гением — манасчи, который был несколько эмоционален, резок и требователен к молодому собеседнику.

Позабавило участие в этой картине ведущей и тамады Нурзат Токтосуновой. С ней мы обычно встречаемся на каких-то мероприятиях, которые она прекрасно ведет. Я не сомневался в ее таланте, но в кино Нурзат не представлял. Это стало для меня сюрпризом.

Обману вас, если скажу, что фильм — шедевр. Но в нем много того, что может заставить смеяться или, напротив, задуматься. Лента заставляет задуматься, как относиться к двум гениям кыргызского народа. Благодаря великому манасчи мы всему миру доказали, что у кыргызов есть эпос "Манас", намного превосходящий и по содержанию, и по объему, и по художественной силе древнегреческие "Илиаду" и "Одиссею", которые считаются мировым наследием.

Пособие по выживанию, которое заставит вас рыдать, — рецензия на фильм "Ата"
"Манас" — шедевр устного народного творчества не только кыргызов, но и всего человечества. А Чингиз Айтматов внес большой вклад в сокровищницу мировой литературы. Так вот, картина определяет, что нам нужно беречь, что мы должны знать и почитать. Не знаю, преследовали ли авторы, меценаты, продюсеры цель извлечь из картины финансовую выгоду, но духовную ценность они смогли сформировать.

Надо взять на вооружение эту работу и использовать ее в качестве учебного пособия в школах. В вузах этот фильм нужен не только студентам, обучающимся на гуманитарных факультетах, но и тем, кто выбрал профессию негуманитарной направленности.