В атмосфере аншлага
Фестивальная премьера "Песни древа" проходила в атмосфере аншлага. Зал для просмотра выделили хоть и уютный, но небольшой, поэтому зрители заняли абсолютно все свободные места, даже ступеньки.
Когда зрители заняли места, перед ними выступил программный директор ММКФ Кирилл Разлогов.
"На нынешнем фестивале очень широко представлены бывшие республики СССР. В основном конкурсе есть картины из Казахстана и, что совсем редко, из Узбекистана. "Песнь древа" участвует во внеконкурсной программе "Спектр". В чем сенсационность этого фильма? В неожиданном жанровом соединении. Это не просто кыргызская картина. Это еще и новый экспериментальный жанр".
И действительно, для Кыргызстана, да и для всей Центральной Азии "Песнь древа" — первый киномюзикл.
"Игра престолов" и национальные традиции
Но вот погас свет, и началось кино. На экране возник идиллический и чуть-чуть открыточный пейзаж Кыргызстана. Появились женщины в национальных костюмах, которые звонкими голосами (мы знаем, чьими) стали воспевать красоты родной земли. Я был готов к костюмированному концерту этнической музыки и поэтому стал даже притоптывать в такт.
Но дальнейшее превзошло и даже в чем-то опровергло мои ожидания — вслед за стартовой безмятежной песней вдруг началась "Игра престолов". Закипели шекспировские страсти.
Чтобы сорвать свадьбу старшей дочери босса, Эсен решается похитить почетный кусок мяса из свадебного котла. Но этот поступок приводит к ужасающим результатам. Всемогущий Базарбай в гневе. Он распоряжается отварить новую порцию мяса. Но проблема в дровах. Их нет. Тогда Базарбай приказывает срубить священное древо. После святотатственного поступка из обрубка дерева льется кровь. Очень дурной знак.
И тогда Эсен решает похитить любимую. Но джигиты ее отца бросаются в погоню и настигают беглецов. Тут у меня захватило дух. Потому что несчастного Эсена вместе с лошадью сталкивают с горного склона. И он со своим скакуном падает практически с отвесной кручи. И это не компьютерная графика. Падает реальный человек. Согласитесь, в киномюзиклах меньше всего ожидаешь подобных трюков. Но это невероятно круто.
Но не стану раскрывать всех подробностей. Впереди еще много интересных и символичных моментов в сопровождении действительно прекрасной музыки. Отметим, что фильм органично насыщен национальными традициями, деталями быта. Они-то и делают происходящее на экране куда глубже, чем вестерн или историческое фэнтези. Это красивый фильм, сделанный с большой любовью к родной земле. А если к этой любви прилагается еще и талант, то результаты действительно потрясающие.
В общем, ничего удивительного, что на финальных титрах зал просто взорвался аплодисментами. Безусловно, заслуженными.
Фильм основан на семейных преданиях
После показа я пообщался с режиссером Айбеком Дайырбековым. Буквально за час до сеанса он прилетел из Бишкека и успел к самому началу.
— На чем основан сюжет?
— Что натолкнуло вас на мысль представить семейные предания в форме мюзикла?
— Сначала я хотел снимать в другом жанре и параллельно заниматься мюзиклом. Началось все с того, что лет девять назад я снимал для друга музыкальный клип. Тогда я впервые столкнулся с фольклорным материалом и просто влюбился в нашу национальную музыку. Но одно дело — рассказать притчу и совсем другое — выстроить ее в сюжет. Именно его разработка отняла много времени.
— Сценарий писали сами?
— Да. Но я чувствовал, что материал не закончен и обратился к старшим режиссерам. Моя история понравилась Садыку Шер-Ниязу. Последний вариант сценария мы заканчивали уже в соавторстве с ним.
— "Песнь древа" — ваш дебют в полном "метре". А что снимали до этого?
— До этого у меня было пять короткометражных проектов. Пока работал над "Песнью древа", снимал сериалы. Штаны ведь надо поддерживать. Но нет худа без добра — на сериалах я наработал технический опыт.
— Где проходили съемки?
— Практически по всему Кыргызстану. В Иссык-Кульской, Нарынской, Чуйской, Таласской областях. Снимали, в принципе, недолго для такого проекта— два с половиной месяца от начала до конца. Тридцать или тридцать пять смен.
— В вашем фильме прекрасные костюмы. Где вы их достали?
— Все они пошиты специально для этой картины. Сначала мы планировали взять их напрокат на киностудии. Но они использовались еще в советских фильмах. Когда мы начали подбирать комплекты, выяснилось, что их даже с десяток не набирается. Да и те были либо ветхие, либо уже снятые-переснятые по много раз. Поэтому художники по костюмам предложили сделать все с нуля.
— Сколько портных работало над ними?
— Есть такой проект "Кийиз дуйно". Его художники и дизайнеры изучают традиционную одежду, народную культуру. Все наряды они воссоздали на основе музейных экспонатов и сохранившихся фотографий.
Смертельный номер под занавес
— А лошадь со всадником действительно со склона падали или все-таки это графика?
Мы изначально планировали другой трюк, но, когда Ракатбек предложил падение со склона на лошади, согласились, нашли место и каскадера. Желающих было много, потому что каскадер сразу попадал в историю кинематографа. Это был очень опасный номер. Мы к нему очень долго готовились и оставили на последний съемочный день.
— То есть закрывали проект этим смертельно опасным номером?
— Да-да! Мало ли, вдруг лошадь падет. Одно дело на ровной земле делать падение, подсечку. И совсем другое — падать с пятидесятиметровой высоты. Все остались живы. И каскадер, и лошадь.