Екатерина Михайлова больше 17 лет назад уехала из Кыргызстана в США. Девушка посвятила себя творчеству: она талантливый композитор. Ее работы не раз получали престижные премии. Оценены они по достоинству. Если вы сомневаетесь в справедливости написанного, посмотрите это видео, поставив звук на максимум.
— Почему вы уехали в Америку?
— Я уехала на учебу по обмену, когда мне было 16 лет. Окончила музыкальный колледж в Нью-Йорке. После этого начала работать в концертном зале. Несколько лет играла на фортепьяно с разными музыкантами и организовывала концерты.
Я поняла, что хочу профессионального роста, и поступила в музыкальную школу на Манхэттене. Совмещала учебу с работой, иначе в Америке невозможно. После окончания школы поняла, что уехать из Штатов неправильно в профессиональном плане.
— Как родители отреагировали на ваше желание остаться?
— Сначала меня отпустили на год. Мама очень волновалась, но в Америке для меня были хорошие возможности, которые нельзя было упускать.
— Что было сложнее всего, когда вы переехали в США?
— Студенткой мне было тяжело в финансовом плане. Жизнь в Штатах очень дорогая. А с учетом того, что ты музыкант, больших денег, даже в Америке, у тебя никогда не будет. Несмотря на то что в Нью-Йорке развит музыкальный бизнес, зарабатывать на этом творчестве удается не всем.
Еще одной сложностью для меня стало получение гражданства честным путем. Дело в том, что я не хотела обманывать, давать взятки, выходить замуж по расчету. Я пошла честным путем: устроилась на работу, которая мне не очень нравилась, еще и за мизерную зарплату. Знала, что именно так смогу честно получить грин-карту, и понимала, что надо потерпеть.
Договор был такой: я работаю пять лет за гроши, а мне подписывают документы на гражданство. На работе, зная мою ситуацию, выжимали из меня все соки, так как отказаться я не могла. Люди этим отлично пользовались, но не выполнили обещания.
Первое время я была зла и раздавлена, предательство всегда тяжело переносится. Но именно это подвигло меня стараться еще больше. В результате я получила гражданство по другой программе. Чтобы стать американкой, мне пришлось ждать 17 лет.
— Как люди реагировали, когда узнавали, что вы из Кыргызстана?
— Кыргызстан часто путают с Курдистаном, и приходится объяснять, что моя страна — это совершенно другое место. В силу обстоятельств многие не знают о существовании нашего государства, но если знают, очень этим гордятся и стараются выложить максимум информации в разговоре.
А еще американцы удивляются, когда видят меня с землячкой в Штатах. Она кыргызка, а я славянской внешности, в этот момент у многих происходит диссонанс. Из-за незнания они думают, что здесь живут исключительно кыргызы, но я всегда говорю, что Кыргызстан — многонациональная страна.
У меня однажды был ланч с Дональдом Трампом, это было шесть лет назад. Он, например, не знал, где находится Кыргызстан и что он вообще существует.
— Как вы познакомились с Дональдом Трампом?
Я до этого видела Трампа только по ТВ, он всегда производил на меня скверное впечатление. Мы разговорились, я рассказала, откуда родом, и выяснилось, что он не знает о моей стране.
— С кем еще из знаменитостей вы знакомы?
— У меня очень много друзей, которых я считаю профессионалами, они известны в узких кругах. Однажды у меня произошло очень смешное знакомство с российской группой. Тогда мне было 23 года. Наступил Хэллоуин, в Нью-Йорке работал цыганско-болгарский бар, где танцевали на столах. Это место — одна из самых крутых площадок мегаполиса.
Когда вечеринка была в самом разгаре, во время танцев меня толкнули, и я упала на чужой столик — группы "Ленинград". Посмеялись, потом подружились, я показала им Нью-Йорк.
С Сергеем я тоже сдружилась. Ребята пришли однажды ко мне на концерт пьяные, но счастливые, и начали кричать: "Катя, давай!". Я тогда играла Вивальди. После этого меня чуть не выгнали из театра.
— Вас выдвинули на британскую кинопремию BAFTA за музыку к документальному фильму "Рожденные свободными". С вами конкурируют Макс Рихтер ("Остров проклятых"), Жослин Пук ("С широко закрытыми глазами"). Расскажите о премии, как занялись композиторской деятельностью.
— Написать музыку к фильму мне предложил друг. Это картина о крупных млекопитающих, как их продают на черном рынке и о том, что кроется за красивыми океанариями. Работа, которую проделали мои коллеги, невероятная, мне посчастливилось писать музыку к их материалу.
Я знаю, что люди ждут номинации в подобных премиях десятилетиями, а я совсем новичок в этом деле, но мне очень приятно. Это не единственная работа, которую я делала для кинематографа.
— Расскажите, как вы спасли пианино в бишкекской консерватории.
— Моя учительница Ада Акчурина из музыкальной школы имени Петра Шубина рассказала, что у нас сломался рояль. Она предложила мне помочь. На самом деле я сделала очень мало: просто записала видео про школу, рассказала, что там происходит. И за несколько дней мы нашли 3,5 тысячи долларов на восстановление музыкального инструмента. К счастью, находясь за тысячи километров в Штатах, нам удалось спасти пианино.
— Когда вы последний раз были в Кыргызстане? Что, на ваш взгляд, изменилось больше всего?
Мне всегда радостно сюда приезжать. Страна меняется, город растет, заметны значительные положительные перемены, это не может не радовать.